Таинственный оккультизм и масонские иероглифы: какие секреты хранит Ставрополь
Фото: Татьяна Макарова
Читайте также:
- Купленные для сел Грачевка и Кугульта школьные автобусы простаивают из-за ужасных дорог (25.09.2021 16:55)
- В избирком Ставрополья поступило 132 обращения в ходе выборов (25.09.2021 14:47)
- Ессентукский суд, вопреки определению крайсуда, в третий раз не принял коллективный иск к губернатору (25.09.2021 16:32)
В этом году Ставрополь отмечает 244 день рождения. В честь праздничной даты «Блокнот» расскажет о загадочной семье Меснянкиных — «королях ставропольской торговли», символы которых до сих пор остаются в центре краевой столицы.
Начало современной истории Ставрополя датируется 1777 годом. Именно тогда в системе Азово-Моздокской оборонительной линии была заложена крепость. Вскоре поселение получило статус города и приобрело звание главных ворот России на Кавказе.
В этом году краевая столица празднует свой 244 день рождения. «Блокнот» в знаменательную дату делится историей «короля ставропольской торговли» Прокофия Меснянкина и его династии, о которой писал краевед и публицист Роман Нутрихин в книге «Мистические огни Ставрополья».
Таинственные знаки гильдии купца №1 можно до сих пор наблюдать на улицах города. Например, загадочный иероглиф на фасаде торгового дома, который находится в самом центре краевой столицы, на проспекте Карла Маркса.
Фото: Татьяна Макарова
Этот дом в разное время принадлежал двум династиям — Меснянкиным и Тарасовым. Его построили в 1896 году на месте снесенного ветхого здания, где располагалась гостиница «Парижъ». Архитектором особняка стал Михаил Бржезицкий, а заказчиком — Прокофий Меснянкин. На тот момент его коммерческое предприятие было самым крупным в губернии. Его семье принадлежали скотные дворы, мастерские, заводы и мануфактуры, склады, лавки, гостиницы и питейные заведения. Меснянкин был, что называется, настоящим олигархом того времени — вел дела в Москве и Петербурге, занимался просветительской и благотворительной деятельностью.
Однако, как и многие купцы конца XIX века, Меснянкин был падок на сверхъестественное. Ставрополец всерьез увлекался оккультизмом, приглашал к себе в усадьбу хиромантов, читателей мыслей, провидцев и «черных магов».
Оккультные объявления из газеты «Северный Кавказ», XIX век
О загадочном увлечении купца из Ставрополя впервые стало известно в 1913 году, когда местный драматург Илья Сургучев, который хорошо знал семью Меснянкиных, написал про них пьесу «Торговый дом». Произведение поставили в Петербурге, оно пользовалось большим успехом. У всех, кроме Прокофия Меснянкина, потому что он прекрасно понимал, что герои, ситуации в пьесе — прототипы его семьи и той странной жизни, которая творилась за стенами богатой усадьбы.
Ставропольский драматург Илья Сургучев
В итоге Меснянкин подал в суд на драматурга, угрожал ему, но препятствовать выходу произведения в свет все же не смог.
Сюжет пьесы незамысловат: старуха-вдова и хозяйка дома обеспокоена судьбой младшего сына Митеньки, который отказывается продолжать семейное дело. Вместо этого он мечтает о театральной карьере, витает в облаках и влюбляется в замужнюю женщину, которая отвечает ему взаимностью. Такой поворот судьбы — большой удар по репутации династии, поэтому мать решает женить сына, чтобы он «вразумился».
Фрагмент пьесы «Торговый дом»
С помощью заговоров старуха избавляет Митеньку от «неблагополучной» любви. Женщина диктует сыну слова, которые якобы должны влюбить до безумия избранницу Митеньки. Он наивно верит коварной матери, запоминает ее слова и произносит их. Однако эффект оказывается в точности противоположным. Замужняя девушка отворачивается от Мити раз и навсегда.
Спектакль по пьесе «Торговый дом», XIX век
Подобным «колдовством» и славилась семья Меснянкиных. В будущем Илья Сургучев предполагал в произведениях, что династия обладала какими-то особыми, исключительно своими знаниями, к которыми прибегали в трудный жизненный период.
Но на иероглифе старинного дома знаки Меснянкиных не кончаются. Возьмем, например, здание «Пассажа», которое также располагается на Карла Маркса. Его династия построила в 1909 году, где поначалу располагался ресторан «Гном», театральная сцена и синематограф «Модерн». Несмотря на то, что сооружение было создано в коммерческих целях, Меснянкины также добавили туда свои тайные знаки.
Фото: Татьяна Макарова
На здании ставропольского «Пассажа» и сейчас можно увидеть барельефное изображение скипетра, вокруг которого переплетаются змеи. А со стороны Нижнего базара уютно располагается лик вестника олимпийских богов — Гермеса.
Сам жезл называется «Кадуцей». Его значение объяснила философ Елена Блаватская. По ее словам, переплетенный двумя змеями жезл — символ равновесия и единение. Гермес же был покровителем тайных и древних «наук» — магии, алхимии и эзотерики.
Однако исследователи отмечают, что династия Меснянкиных вряд ли могла обладать тайными и сокровенными знаниями. Объяснение, на котором сходятся большинство экспертов, — увлеченность главы купеческого семейства оккультизмом. Ведь в начале XX века Россия буквально захлебнулась в мистических доктринах и произведениях. Вероятнее всего, Меснянкин старший интересовался подобной литературой, поскольку это была прерогатива богатых, и черпал вдохновение на свои барельефы оттуда. Некоторые исследователи убеждены, что кто-то из членов семейства Меснянкиных состоял в одном из крупнейших эзотерических кружков эпохи.
Фасад старинного дома в центре Ставрополя, украшенный иероглифом, чей смысл до сих пор неизвестен, «Кадуцей» на здании «Пассажа» — лишь малая часть истории одной из самых загадочных семей краевой столицы. Оставляли ли Меснянкины тайные знаки, наполненные эзотерикой и особым смыслом, или это архитектурное решение, исследователи пока что не выяснили. В одном они убеждены точно — барельефы не могли быть эмблемой семьи. В России того времени гербы позволяли иметь только дворянам, но никак не представителям купеческого сословия.
Виктор Швыдченко
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ