«Проезд должен быть около 35 рублей»: ставропольский перевозчик рассказал о бизнесе, затратах на машину и действиях властей
Читайте также:
- Миндор Ставрополья: 1 февраля перевозчики краевой столицы могут устроить транспортный коллапс (31.01.2022 17:01)
- Ставропольские перевозчики добились приостановления конкурса миндора на маршруты краевой столицы (24.01.2022 21:00)
- Перевозчики Ставрополя намерены отвоевать законность маршрутов 55 и 13 у краевого миндора (20.01.2022 21:09)
- Жители бегут, мэр отдыхает в санатории, а перевозчики конфликтуют с властями: что происходило в первую неделю 2022 года на Ставрополье (10.01.2022 09:15)
- Перевозчики Ставрополя попросили прокуратуру оценить законность действий краевого миндора (08.01.2022 18:02)
Владимир Самодуров — ставропольский перевозчик, работающий на 51 маршруте краевой столицы. Он рассказал «Блокноту» о проблемах в новой системе перевозок миндора, провале транспортной системе и затратах, которые понесли перевозчики после скандального конкурса.
Новый герой рубрики «Лица города» — Владимир Самодуров родился в семье водителя и учителя биологии на Ставрополье. Все детство и юношество он провел в станице Филимоновской Изобильненского округа. После поступления в университет переехал в краевую столицу.
В 2015 году ушел с работы в банке и занялся собственным бизнесом — перевозками. До 2022 года занимался перевозкой ставропольцев на 4 маршруте. Уже после конкурса перешел на 51 маршрут.
Почему вы вообще решили заниматься транспортным бизнесом?
Я работал в банке кредитным специалистом долгое время. Захотел жениться, создать семью. За 30 тысяч большую семью не прокормишь, понял, что надо менять. Даже при повышении на месячную зарплату в 60 тысяч рублей невозможно достойно содержать детей, семью. Решил открыть бизнес. Пообщался с друзьями, знакомыми поузнавал как они зарабатывают. Выделил для себя перевозки.
Меня все отговаривали от этого бизнеса. Друзья говорили, что это тяжело. Следить за машинами, чинить их, работать с утра до вечера. У водителей же ненормированный график. Они встают в 4 утра. Каждое день нужно проходить медика, механика, потом ехать на маршрут. Домой они возвращается в 10 вечера или позже.
Какие есть плюсы и минусы в вашей работе?
Тяжелый бизнес. Город возложил на перевозчиков большую социальную нагрузку. Те же ковидные нормы. Власти, конечно, показывают, что проводят дезинфекцию, но по факту это ответственность лежит на перевозчиках. То есть, маску водитель не надел — виновен перевозчик, автобус непродензефицирован — упущение перевозчика, транспорт поломался и не вышел на маршрут — перевозчик. При этом и финансово все возложено на предпринимателей. Я понимаю, что это наши обязательства. Однако спрос большой, а поблажек или поощрений — никаких.
Из плюсов — прибыль. Большая зарплата. На 4 маршруте мы могли заработать от 2 до 4 тысяч в день — чистой прибыли без налогов. Сейчас, конечно, история чуть другая. После конкурса практически все работают в ноль.
А как бы вы хотели, чтобы городские власти работали с перевозчиками?
Расскажу для начала как все было. В 2015 году открыл предпринимательскую деятельность до этого работал специалистом банке. Первым делом купил первый автобус в кредит. Он был не новый, но на том маршруте, на который я поставил, все были такие, то есть совпадали по характеристикам: модель — ПАЗ, не моложе семи лет. Другие перевозчики, которые работали на это маршруте мне в отцы, годились. Все заморочки с председательством, общественными вопросами и административными — им не нравились, поэтому они мне прямо сказали: «Ты молодой — ты этим и занимайся».
Поработав там полтора года, я понял, что возить людей на таком транспорте нельзя — старый. Людям комфортнее ездить на свежих авто, и облик города приятней. Собравшись всей бригадой на маршруте, мы решили обновить транспорт. Кто был готов, купили себе свежие машины — другого класса. Кто был не готов, через некоторое время закрыл свою деятельность.
В результате большинство ушло на пенсию. Я купил пять новых газелей. Одна машина стоила 1,5 миллиона. К 2021 году мы обновили все 24 машины на 4 маршруте.
В тот момент мы работали в комитете городского хозяйства. Сама администрация нам говорила: «Ребята, там у вас свидетельство заканчивается в 2022 году, вы поменяйте транспорт и будете дальше работать, мы вам пролонгируем свидетельство». Все было на доверительных отношениях. Мы помогали, предоставляли бесплатно автомобили на 9 мая, возили детей на соревнования. Мы делали все по их запросам, не требуя элементарно денег на горючее. Однако нас потом привели в миндор, объявили конкурс и началось... Люди взяли по полтора миллиона кредиты, ипотеки и остались без работы. Можно же было не ломать все, а собрать всех перевозчиков и поговорить. Мы все понимаем, что нужно обновлять транспорт — мы к этому и стремимся. Кто бы согласился заменить маршрутки, тот бы и остался. Ведь у нас не только плохие перевозчики, которые ездят на старых пазиках. У нас есть и хорошие. Мы за свой счет покупали транспорт, почему бы не пойти на уступки?
По результатам конкурса, какой маршрут вы выиграли? Довольны ли вы результатом?
Я случайно выиграл 51 маршрут. В последний момент подал на этот маршрут, хотя изначально претендовал на 4. Мы подали жалобу на проведение конкурса по 4 маршруту в УФАС. Изначально они отклонили жалобу. Мы пожаловались еще раз — признали обоснованной, так как отклонили заявку незаконно. Тем не менее, так как прошли сроки, у них нет полномочий пересмотреть итоги конкурса. Теперь дело пошло в суд.
По бальной системе человек, который победил на 4 маршруте — набрал намного меньше баллов, чем я на 51 маршруте. Хотя я подавал машины на 51 намного хуже, чем есть у нас в наличии. На 4 я подавал свежие. Так как заявку мою заявку отклонили, он победил, по сути, с металлоломом. Что городу лучше: перевозчик, который давно работал на этом маршруте и сам обновил все машины, сократил интервал между маршрутками или тот, который поставил непонятные автомобили? У меня 200 подписей жалоб на нового перевозчика. Люди неделю опаздывали на работу, потому что интервал увеличился с 4 до 10 минут.
Дорого содержать маршрутку?
Очень дорого. Год назад на одну машину без серьезных поломок уходило 15 тысяч в месяц. То есть поменять масло, колодки и какую-то мелочевку. Еще тысячи три уходило на налоги. А сейчас еще дороже. Во-первых, налог изменился, мы все перешли на патент. Во-вторых, нам в каждую машину теперь нужно добавить терминал. По нему банк снимает комиссию — это дополнительные расходы, которые никто не компенсирует. Еще нужно закупить дополнительное оборудование — ГЛОНАСС [прибор, позволяющий отследить маршрут]. Одна такая вещь стоит 27 тысяч рублей. Тахографы еще нужно установить. Навскидку за месяц на содержание уходит около 25 тысяч рублей.
Часто ли вам приходят жалобы на водителей?
На 4 маршруте практически никогда не приходили жалобы. На 51 то же самое. Если и звонили, то разбирались в конфликте. На всех маршрутках весит мой номер, поэтому, если водитель курит, разговаривает по телефону, проезжает остановку — мне звонят и говорят. Кого-то приходилось наказывать, с кем-то просто разговаривали.
Как считаете, качество оказываемых услуг и цена поездки совпадают? Или стоило увеличить или можно наоборот уменьшить?
Не соответствует. Проезд должен быть около 35 рублей. В эту стоимость входит новый транспорт, за который мы платим лизинг, терминал, установка ГЛОНАССа, видеонаблюдение, тахограф.
Мы хотели поднять цены в апреле прошлого года, но в сентябре были выборы. Администрация нас слезно просила потерпеть и после выборов все решить. Мы дождались окончания выборов, они выкатили конкурс.
Как считаете, общественность, круглые столы помогают в решении конфликта между миндором и перевозчиками?
Вот то, что было в ДКиС — показуха. Собрали депутатов, уполномоченного по правам предпринимателя, урбанистов — они все по документам, может быть, и связаны с транспортом, но они никогда в нем не разбирались. Вглубь проблемы они не заглядывали и с нами не общались. Я был и на нем, и на том, который был в миндоре. На первом, каждый раз, когда мы пытались высказываться, нас перебивали и говорили: «Это другая тема обсуждения. Мы разговариваем о реформах».
Что касается урбанистов, они не понимают суть. Андрей Черняков во всеуслышание кричал, что 31м маршрут не нужен, дублирует троллейбус. Может, это и так, но при этом Андрей не смог ответить на вопрос, как люди каждый день, курсирующие от ЖД вокзала до поликлиники должны теперь пешком ходить? На этот вопрос он не ответил. Я согласен, что он дублирует, но нельзя в один момент его убирать. После того как его убрали, вы видели, как ездят троллейбусы? Там по 200 человек набирается. О каком масочном режиме и социальной дистанции идет речь? Можно же было изменить маршрут так, чтобы он не мешал троллейбусам, закупить хорошие авто, запустить карты тройки, но не обрывать все в один момент.
Владимир Самодуров один из тех перевозчиков, которые стали невольными участниками конфликта с министерством дорожного хозяйства. Напомним, под конец 2021 года ведомство объявило конкурс, на который выставили 25 маршрутов. Было подано 79 заявок, из них отказали 36 претендентам. Глава миндора назвал причиной отворота-поворота отсутствие подтверждений нарушения ПДД.
Полина Максименко
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ