От судебных залов до страниц романов: какой путь прошел ставропольский писатель Иван Любенко

Иван Любенко, фото из личного архива писателя
Читайте также:
- Ровно 230 лет прошло со дня рождения побывавшего в Ставрополе писателя Александра Грибоедова (15.01.2025 11:22)
- Со дня рождения ставропольского писателя Василия Звягинцева прошло 80 лет (21.11.2024 20:45)
- На 73 году из жизни ушел ставропольский краевед и писатель Николай Блохин (12.11.2024 15:11)
- «Заставить читателя полюбить героя таким, какой он есть»: писатель Сергей Авакян-Ржевский издал книгу о Ставрополье (29.02.2024 17:23)
- Знаменитый писатель назвал Ставрополь изуродованным городом (05.12.2019 16:51)
Редакция «Блокнота» продолжает знакомить читателей с увлекательными и интересными людьми из Ставропольского края. В этот раз мы расскажем о творце загадочных преступлений, который ловко переносит свои идеи на страницы книг. Речь пойдет об известном писателе Иване Любенко — авторе 24 книг, четыре из которых были экранизированы в популярном телесериале «Адвокатъ Ардашевъ» (16+). Но путь к литературному успеху был долгим и кропотливым. В этом материале мы расскажем о том, как Иван стал автором произведений, любви к родному Ставрополю, работе над сериалом и почему труд писателя не такой уж и простой.
Детство и юность: первые шаги к творчеству
Иван Любенко родился 17 ноября 1963 года на Ташле в Ставрополе. Учился в школе №11. Затем герой публикации поступил на исторический факультет в ставропольский государственный педагогический институт, а через 5 лет благополучно его окончил.
служба в армии, фото из личного архива Ивана Любенко
«Я никогда не думал, что стану писателем. В школе я читал исторические романы, приключения и книжки про шпионов. В юности я не был большим поклонником классической русской литературы, которая теперь стала для меня настоящей школой писательского мастерства».
Отслужив в армии, Иван Любенко преподавал историю и английский язык в школе №12. Однако в 1988 году судьба привела его в Московскую юридическую академию, где на заочном отделении он получил юридическое образование.
От адвокатской практики к литературе
С 1998 года и на протяжении следующих 26 лет Иван Любенко работал адвокатом по уголовным делам. Эта профессия дала ему уникальный опыт, который позже стал основой для писательской карьеры.
«Адвокатская практика научила меня разбираться в криминалистике, обращать внимание на детали и понимать, как была устроена судебная система дореволюционной России. Но сами дела, с которыми я сталкивался, не стали основой для моих книг. Все, что я пишу — это плод моего воображения».
Однако, несмотря на вымышленный характер произведений, в них вы всегда найдете описание исторических мест Ставрополя. Многие выдуманные персонажи также имеют черты реальных людей, с которыми Иван Иванович встречался в реальности.
Иван Любенко с женой, фото из личного архива писателя
«Бывает так, что литературные персонажи соответствуют тем, кто жил на самом деле или живет сейчас. Просто я переодеваю своих современников в форменные мундиры, фраки или платья конца XIX века. Естественно, придумываю новые имена и фамилии».
Писать адвокат начал в 42 года, совмещая свое новое увлечение с основной деятельностью. Первые рассказы, основанные на историях и судьбах его друзей, он отправлял в местные газеты, где их публиковали. Тогда же он попробовал себя в жанре исторического детектива, написав свой первый сборник «Меня убили в прошлую пятницу». События в этих рассказах происходили в губернском Ставрополе. С тех пор книга трижды переиздавалась московским издательством «Эксмо» под разными названиями.
Работая защитником, Иван Иванович писал только ночью или по выходным.
фото из личного архива Ивана Любенко
«Я готовился к процессу, заканчивал работу в полночь, а потом еще пару часов мог позволить себе заниматься тем, чем желает душа. Но утром приходилось идти в судебное заседание, или на следственные действия. Сочинительство было скорее развлечением, попыткой отвлечься от адвокатской работы и я никогда не думал, что оно станет моей профессией».
Свой первый роман «Маскарад со смертью» Иван Иванович начал создавать в 2007 году, но вскоре начинающий автор понял, что у него не хватает литературных навыков. Герой публикации отправился в библиотеку, где были книги с советами для писателей, но нужного там не нашел. Однако все изменилось, когда ему в руки попались два тома переписки Антона Павловича Чехова. Этот момент стал переломным в творческой деятельности.
фото из личного архива Ивана Любенко
«В этих двух книгах я наткнулся на письма, где Антон Павлович давал советы начинающим писателям. Чехов говорил, что не следует перегружать текст лишними деталями. Достаточно сконцентрировать внимание читателя на двух человек в сцене и этого уже достаточно. Автор не должен сам говорить о характере персонажа. Надо лишь показать его внешность, речь и действия таким образом, чтобы картинка поведения героя сама сложилась в читательском воображении. Такие простые, но гениальные слова помогли мне понять, из чего складывается писательское ремесло».
Именно благодаря этим двум томам переписки А.П. Чехова начинающий писатель смог завершить свой первый роман «Маскарад со смертью» в 2009 году. Сейчас на написание романа у ставропольского автора уходит 4-5 месяцев.
Археологическая поездка: опыт, который изменил взгляд на мир
Одним из ярких эпизодов в жизни Ивана Любенко стала его археологическая экспедиция, которая произошла еще в студенческие годы. Этот опыт не только оставил глубокий след в его памяти, но и повлиял на его творчество, добавив в книги реалистичности и исторической точности.
«Это была разведывательная экспедиция Московского института археологии. Из нас, студентов исторического факультета, выбрали всего четверых. Мы отправились в путешествие по Северному Кавказу: в Дагестан, Северную Осетию, Ингушетию и Чечню. Это было невероятное время, полное открытий и приключений».
фото из личного архива Ивана Любенко
Экспедиция длилась три месяца, и за это время студент успел в том числе познакомиться с удивительными людьми. Одним из них был руководитель экспедиции, доктор наук Владимир Иванович Марковин.
«Мы жили в одной палатке. Это был человек с огромным багажом знаний. Он хотел, чтобы я связал свою жизнь с археологией, предлагал перевестись в в его институт и поступить в аспирантуру. Но у меня были другие планы и другие стремления. Что касается книг, то я их только читал, а уж писать и не пробовал вовсе. Конечно, если не считать дневников и прений для судебных заседаний. Но это было уже значительно позже».
фото из личного архива Ивана Любенко
Ставрополец признается, что во время экспедиции вел дневник, который сохранился до сих пор. Некоторые из записей позже использовались в книгах автора.
Конан Дойл и выбор эпохи для Клима Ардашева
Иван Любенко не скрывает, что иконой детективного жанра для него является Артур Конан Дойл, создатель легендарного Шерлока Холмса. Однако, как признается автор, его подход к созданию историй отличается от классического английского детектива.
«Конан Дойл — это, безусловно, икона жанра. Но у него есть свои слабости. Ведь он был врачом, а не юристом, и это заметно в его произведениях. Он не всегда точно описывал судебные процессы, полицейскую работу. У него, например, один и тот же инспектор расследует убийства, совершенные в разных частях английской столицы, что в реальной жизни не могло произойти. Я уже не говорю о Коронерском суде в Британии, всегда предшествующему любому расследованию, связанному с насильственной смертью. Мне хотелось исправить эти нюансы и показать, как все было на самом деле. И позапрошлом году появился роман викторианской эпохи «Убийство под Темзой».
фото из личного архива Ивана Любенко
Иван Иванович создал своего героя — Клима Ардашева, адвоката и детектива, который действует в реальных исторических условиях.
«Я выбрал период с 1907 по 1920 годы, потому что это время больших перемен в России. После революции 1905 года страна начала меняться. Это был период, когда общество двигалось вперед, но в то же время нарастали противоречия, которые в итоге привели к революции 1917 года. В то время я не думал, что когда-то стану профессиональным писателем и приостановлю адвокатский статус. Но именно так и вышло».
Особняком своего творчества Иван Любенко считает современный роман «Босиком по 90-м». Дело в том, что произведение во многом является автобиографичным. И это единственная книга, в которой действие описывается от первого лица.
Клим Ардашев: собирательный образ, герой эпохи и протеже автора
Центральным персонажем в 24 детективных романах писателя является Клим Ардашев — это адвокат, который возвращается в Ставрополь в возрасте 42 лет. За его плечами — богатый жизненный опыт, включая обучение в Императорском университете и работу в осведомительном отделе МИДа России. Он не просто вымышленный персонаж, а собирательный образ, в котором соединились черты реальных людей, с которыми Иван Любенко встречался в жизни. В марте 2025 года вышла новая книга про приключения Клима Ардашева под названием «В тени пирамид». И она уже успела стать бестселлером по электронным и аудиопродажам.
«Мне всегда везло на знакомство с интересными личностями. Например, Николай Андреевич Диденко, который родился в Ставрополе, но судьба забросила его в Германию, а затем в Америку. Он был невероятно образованным человеком. Когда я преподавал английский язык в школе, то чувствовал, что мой разговорный далек от совершенства, а Николай Андреевич обладал прекрасным и редким диалектом жителей Сан-Франциско. Я с удовольствием брал у него частные уроки. В 1989 году мы создали клуб любителей английского языка «Джентльмен-клуб». Я был вице-президентом, он — президентом. На заседаниях почти всегда присутствовали англоговорящие иностранцы. В те годы их было довольно много в Ставрополе. Я зарегистрировал наш клуб, как общественную организацию со своим уставом, печатью и финансовыми правилами».
Писатель рассказал, что у них была традиция: в помещении стояла самодельная копилка. Если кто-то во время двухчасового заседания произносил хоть слово на русском, то он платил туда штраф — 1 рубль. Потом на эти средства организаторы создали прекрасную библиотеку.
фото из личного архива Ивана Любенко
«Много книг подарили американские студенты, приехавшие тогда посмотреть на родину Михаила Горбачева… Кстати, Николай Диденко – один из тех, кто является прототипом Ардашева. Именно поэтому я и посвятил ему книгу «Душегуб из Нью-Йорка». Ну и кроме этого были и другие люди, с которыми меня сводила жизнь, в том числе и наш краевед Герман Беликов, кому я тоже посвятил роман «Слепой поводырь». Безусловно, в нем [Ардашеве] есть что-то и от меня. По крайней мере, манера носить с собой монпансье «Георг Ландрин». Я когда-то бросал курить, и леденцы помогали избавляться от пагубной привычки».
Но вернемся к самому герою детективных романов: его популярность привела к тому, что по 4 книгам в 2019 году начали снимать 16-ти серийный сериал «Адвокатъ Ардашевъ» (16+).
Это стало важным этапом в карьере писателя, ведь экранизация не только привлекла новых читателей, но и позволила писателю попробовать себя в новой роли исторического консультанта и даже актера. Иван Иванович принимал активное участие в создании картины «Адвокатъ Ардашевъ: Маскарад со Смертью» (16+). Он не только работал над сценариями, но и помогал с выбором актеров.
актер Антон Хабаров, фото из личного архива Ивана Любенко
«Сценаристы использовали мои тексты, мои диалоги. Они говорили, что они их вполне устраивают. Это было приятно слышать. Мне присылали фотографии, видеопробы. Я говорил, кто, на мой взгляд, подходит, а кто нет. Например, Антон Хабаров, который сыграл Ардашева, полностью совпадал и с моим выбором. Он идеально подходил, хотя и был немного моложе, но усы помогли добавить недостающих лет».
Съемки проходили под Москвой, где специально для сериала был воссоздан Ставрополь начала XX века. Иван Иванович вспоминает, что это был сложный, но увлекательный процесс.
«Я присутствовал на съемочной площадке первые семь дней съемок каждой новеллы, состоящей из четырех серий. В общей сложности это составило один месяц. Таковы были условия договора с кинокомпанией. Я должен был следить за тем, чтобы все соответствовало исторической правде. Иногда приходилось спорить с режиссером, художником-постановщиком или художником по реквизиту, но, как бы там ни было, мы всегда приходили к общему мнению. Забавно, но мою внешность посчитали интересной и предложили сыграть делопроизводителя полицейского управления Ставрополя в заключительной сцене четвертой серии «Маскарада со смертью». Слава богу, роль была эпизодическая и без слов. Съемки одной сцены длились 12 часов, и я понял, что актерская работа — всегда изнурительный и тяжкий труд».
Между тем именно присутствие на съемках помогло писателю освоить и мастерство сценариста, чтобы писать сценарии для чужих фильмов. Иван Любенко отметил, что является автором четырех серий сериала «Анна-детектив-2».
фото из личного архива Ивана Любенко
«Сценарное ремесло помогло и в литературе. Я научился не делать длинных фраз в диалогах. В сценариях реплики должны быть краткие, чтобы актеры их выучили. Кроме того, работа в кино помогает видеть воображаемую картинку романа: чувствовать запахи, видеть цвет, ощущать погоду, наблюдать прохожих и т.д. Я представляю, как оператор наводит камеру на моих литературных персонажей, и тогда они оживают».
Ставрополь в книгах и жизни
Краевая столица занимает особое место в жизни и творчестве Ивана Любенко. Город стал не только домом для писателя, но и источником вдохновения для произведений. Девять книг Ивана Ивановича посвящены Ставрополю, его улицам, людям и событиям, которые происходили здесь в разные эпохи. Среди любимых мест — Казанский собор, Воронцовская улица и старый парк.
«Нет, пожалуй, места в Ставрополе, которое бы не было описано в моих книгах. Я люблю этот город, я родился в нем. Здесь каждый уголок хранит свою историю, и я стараюсь передать ее через произведения».
фото из личного архива Ивана Любенко
Однако Иван не только пишет о Ставрополе, но и активно участвует в его жизни. Он входит в совет по сохранению культурного наследия города, где борется за охрану исторических зданий и памятников. Одной из самых болезненных тем для Ивана стала реконструкция подпорной стены на Крепостной горе.
«Она была частью истории города, ее описывал Илья Сургучев, изображали дореволюционные художники… Но вместо того, чтобы сохранить в первозданном виде, ее превратили в новодел, каковых полно в любом городе. Это больно видеть. И я не могу с этим смириться».
Писательский труд: дисциплина и вдохновение
Иван Любенко — человек невероятной трудоспособности. Его день расписан буквально по минутам, а работа над книгами занимает большую часть времени. Он пишет по 12-14 часов в день, уделяя внимание каждой детали, будь то историческая справка, описание интерьера или диалог персонажей.
«Писательство — это бизнес. Нужно успевать не только писать, но еще и заниматься маркетингом, работать с корректором и редактором, отстаивать свои условия в договорах с издательствами и кинокомпаниями, уделять время бухгалтерии, создавать обложки вместе с дизайнером, придумывать слоганы, писать аннотации, следить за электронными, аудио- и бумажными продажами, а также рекламой в сети. Это огромный труд, который требует не только таланта, но и дисциплины».
Каждая книга Ивана Любенко — это результат кропотливой работы. Перед тем как приступить к написанию, он тратит два месяца на подготовку. Это время уходит на изучение десятков источников, архивных документов, старинных карт и фотографий. В этом плане писатель — перфекционист, ведь события на страницах книг должны соответствовать исторической достоверности. После подготовки начинается сам процесс написания, который занимает еще два с половиной месяца. Автор детективов признается, что вынужден работать каждый день, без выходных, дабы не потерять ритм и своего читателя.
фото из личного архива Ивана Любенко
«Это сложный, но увлекательный процесс. Когда ты погружаешься в работу, время летит незаметно. Бывает, что я пишу до глубокой ночи, потому что не могу остановиться. Особенно если, как говорится, парус поймал ветер».
Иван Любенко считает, что писатели делятся на две категории: те, кто создает для себя, и те, кто создает для читателей. Первым главное – самоудовлетворение от процесса, а вторые стараются развлечь широкую аудиторию. Сам герой публикации относит себя ко второй группе авторов.
«Я хочу, чтобы мои книги давали возможность людям отвлечься от повседневных трудностей. Для меня важно, чтобы человек, закрыв книгу, почувствовал, что он провел время не зря. Ну, а если, читатель еще и что-то нашел в романе полезное – двойная удача».
Писатель рассказывает, что во время работы он практически не отвлекается на другие дела: не смотрит телевизор, не тратит время на развлечения.
«Если я не пишу, то читаю книги, которые помогают мне в работе. У меня расписано, что и сколько я должен прочитать перед сном. Это может быть историческая литература, мемуары, архивные документы».
И как у любого писателя есть подражатели и поклонники, встречаются и критика, но их меньшинство.
фото из личного архива Ивана Любенко
«Критика бывает разной. Есть конструктивная, которая помогает расти. А есть и завистники-неудачники. К сожалению, чем больше известности, тем больше появляется людей, которые горят желанием тебя уколоть. Раньше это задевало, но теперь я стараюсь воспринимать это как данность, от которой никуда не деться, потому что литераторов, одновременно разбирающихся в дореволюционной юриспруденции, быте и чинах того времени в нашей стране меньше десятка человек. И многих из них я знаю лично. Стоит ли слушать тех, кто обо всем этом имеет весьма смутное представление?»
Советы начинающим писателям
Иван Любенко не уверен, что каждый может стать писателем, но если есть желание — попробовать стоит. Однако он подчеркивает, что писательство — это не только талант, но и дисциплина, терпение и умение анализировать свои успехи и неудачи.
«Если человек хочет быть писателем, он должен наработать себе портфолио. Я начал оттачивать мастерство на коротких историях. Начинающим авторам я советую браться за рассказы. Это даст первоначальный навык и поможет выработать свой стиль письма. После двух десятков рассказов можно переходить к повести или роману».
Иван Иванович также рекомендует внимательно отнестись к будущему литературному жанру.
фото из личного архива Ивана Любенко
«Выберете сразу свой жанр. Посмотрите в какой области вы разбираетесь лучше других. Обратите внимание на то, что лучше продается, что пользуется популярностью и только после того, когда взвесите все «за» и «против» – приступайте к созданию плана работы на год. Разбейте его по месяцам и неделям. Не забудьте указать цель каждого месяца. Главное — пишите».
Ранее о своих буднях «Блокноту Ставрополь» рассказал таксист. Об историях водителя и уникальных случаях в поездках можете почитать тут.
Никита Иванов
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ