От сальных свечей до электричества: во что превратилась электростанция за 170 миллионов в Ставрополе
Изображение из книги Германа Беликова «Старый Ставрополь»
Читайте также:
- Ветер и снег с дождем: какая будет погода на будущей неделе (13.11.2022 18:30)
- «Убирать надо вовремя»: грязь на остановке в Ставрополе раздражает местных жителей (13.11.2022 13:40)
- Четыре человека пострадали в аварии в Ставрополе (13.11.2022 10:15)
- Ставропольская бадминтонистка установила историческое достижение в Омске (13.11.2022 16:15)
- Ставропольские кикбоксеры привезли трофеи с берегов Дона, дзюдоисты — с берегов Невы (13.11.2022 12:30)
Во все времена каждый город, в том числе и Ставрополь, с момента возникновения искал пути наилучшего освещения как своих улиц и площадей, так и жилищ. Если на улицах зажигали плошки с нефтью, то в домах горели сальные или восковые свечи, но годы сменяли друг друга, технологии не стояли на месте, а запросы местных жителей росли. Благодаря этому в краевой столице появилась первая электростанция.
Однако еще до нее средства освещения сменяли друг друга. В Ставрополе появилось множество салотопенных заводиков, изготовлявших сальные свечи. Стеариновые и восковые, например, изготовлялись на епархиальном свечном заводе, построенном в 1888 году в Мутнянской долине. После в ход пошло постное или конопляное масло, «жир рыбный, астраханский, лучшего качества».
Наконец появился фотоген, как первоначально называли керосин. Роскошные лампы «молнии» и «семилинейки» в фаянсе и серебре появились в домах богатых, керосиновые коптилки — в бедных, Но даже самые мощные 10- и 14-линейные уличные керосиновые фонари не могли в достаточной степени осветить порядка 400 улиц.
Как сообщают архивные документы, началом электрического века в Ставрополе надо считать январь 1897 года, когда заработала мини-электростанция местного инженера Павла Чернова в его доме по улице Ясеновской.
«Прошу разрешить мне установить столбы для прокладки проводов электрического освещения к дому К.М. Дьячкова (в начале бывшей Армянской улицы), до дома наследников Стасенковых на улице Вельяминовской (в этом здании сегодня Ленинское РОВД).
Вслед за этим уже купец Георгий Тимофеевич Иванов устроил вторую электростанцию в своей усадьбе на Госпитальной улице (ул. Ленина). Однако станция оказалась маломощной, а потому тот же Иванов вновь обращается с письмом в управу: «Прошу предоставить мне в арендное пользование городское место смежное с управой площадью в 225 кв. сажень, сроком на 12 лет. На этом месте желаю построить Центральную станцию для электрического освещения».
Из письма Чернова после запуска станции в адрес городской управы.
В 1897 году рядом со зданием думы ставропольским купцом Георгием Ивановым и была построена электростанция, которая в 1908 году перешла к городу. Тогда же дума решила расширить Ивановскую электростанцию, с восточной стороны старого здания сделав пристройку с главным машинным залом. Для этого городом был сделан заем у местных банков в общей сумме на 90 тысяч рублей (83,6 миллиона на сегодняшний день) сроком на 12 лет.
23 ноября 1908 года были назначены торги на отдачу с подряда строительства нового здания станции, в том числе оснащения ее новым энергооборудованием. На торги явились представители западных фирм «Вольта» и «Эрлангеръ», а также «Центрального электрического общества» из Москвы. Отечественная компания победила, однако вскоре выяснилось, что общие затраты превысят предполагаемые «Обществом» и составят 138 тысячи рублей серебром (170 миллионов).
Но, как бы там ни было, строительство началось и закончилось уже на следующий год. Центральное место заняло главное здание, возведенное по проекту ставропольского инженера и архитектора Кускова и архитектора Лобановского.
Это было оригинальное строение с полностью остекленной фасадной стороной, обращенной на восток. В этом здании и были размещены доставленные в Ставрополь два двигателя «Дизель» Коломенского завода, мощностью до 100 лошадиных сил каждый, соединенные ременной передачей с динамо-машинами «Вестингауз».
Изображение из книги Германа Беликова «Старый Ставрополь»
Одновременно устраивалась и городская электрическая сеть, сначала на еловых столбах, а затем — на железобетонных, изготовленных на местном чугунолитейном заводе Руднева и Шмидта, простоявших до 70-х годов ХХ века.
В дальнейшем электростанция пополнилась новыми двигателями, динамо-машинами и генераторами, что позволило осветить центральные улицы города, магазины и рестораны, банки и больницы, квартиры местной элиты и не только.
В годы революции и гражданской войны электростанция была выведена из строя, но с начала НЭПа была полностью восстановлена, получив наименование «Искра». В 30-е годы в Ставрополь пришли дизели коломенского завода «Двигатель революции», что несколько улучшило энергоснабжение города.
Источник: Яндекс.Карты
3 августа 1942 года Ставрополь, тогда Ворошиловск, был временно оккупирован немецкими войсками. При их отступлении в январе 1943 года здание электростанции было взорвано, уцелел лишь один двигатель с динамо-машиной и генератором. Но уже к концу 1943 года здание частично восстановили и город снова стал получать электроэнергию по жесткому лимиту.
Прошли годы, и с введением в строй Свистухинской ГЭС, каскада Кубань-Егорлыкских электростанций дизели Ставропольской тепловой электростанции были остановлены. Теперь на территории станции обосновались службы городских электросетей.
Елизавета Дуброва
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ