Мертвая петля аэропорта: почему деньги мешают развитию воздушных ворот Ставрополя
Читайте также:
- Крупной авиакатастрофы с участием самолета из Минвод едва удалось избежать в ростовском небе (22.01.2018 18:28)
- Полмиллиона рублей штрафа заплатит за загрязнение реки и воздуха аэропорт Ставрополя (24.11.2017 07:36)
- "Узорчатые" ноги Филиппа Киркорова в аэропорту Ставрополя привели в замешательство поклонников певца (27.06.2017 18:18)
Ставропольские депутаты преподнесли на этой неделе неприятную новость.
Крупнейшая турецкая компания Turkish Airlines уходит из международного аэропорта «Ставрополь». При этом надо понимать, что большинство жителей края летали в другие страны именно через Стамбул, откуда можно отправиться в любую точку мира, и при этом за разумные деньги. К тому же турки вкладывали деньги и в облагораживание аэропорта краевого центра. Теперь из Ставрополя, заметьте, столицы края, можно улететь только в другую столицу – Москву.
Удобный коридор закрывается
С 15 марта из аэропорта «Ставрополь» будут прекращены авиаперелеты в Стамбул. С этого дня воздушная гавань столицы Ставропольского края прекращает сотрудничество с ведущей турецкой авиакомпанией Turkish Airlines. Об этом заявил региональный законодатель Валерий Назаренко на совещании в парламенте края. Также парламентарий отметил, что число авиаперелетов из Ставрополя сокращается. А цены на перелеты выше, чем из других аэропортов, в том числе из соседних Минеральных Вод. Все это снижает конкурентоспособность аэропорта. И это не говоря о том, что в аэропорту сейчас могут садиться только легкие самолеты, а вид взлетной полосы может навсегда отбить желание летать у тех, кто ее увидит.
Причем турецкая компания и в страшных снах не ожидала такого поворота событий, когда «заходила» в край. Генеральный директор представительства авиакомпании Turkish Airlines в России Мефаил Дерибаш, конечно, признавал, что более интересным для компании казались воздушные ворота Минеральных Вод. Но при этом был уверен, что без конкурентов компания станет успешно осваивать и другие направления.
– Рисков нет, потому что в этом регионе нет авиакомпаний такого масштаба, как наша. СКФО, Ставрополье – густонаселенная территория, и мы приняли решение, что будет три рейса в неделю, но мы хотим делать семь рейсов, то есть ежедневно. Майские праздники нам оказали свою помощь, потому что билеты других авиакомпаний уже разобраны. Посмотрим, как активно будут летать в Стамбул. Сейчас будут промо-цены, в районе ста евро туда и обратно. И когда люди почувствуют разницу нашего сервиса по сравнению с российскими авиакомпаниями, цену поднимем, но она все равно останется демократичной, – еще несколько лет назад был уверен Дерибаш.
Копеечная сделка
Конечно, для депутатов не может быть секретом то, что фактически более 50 процентов акций воздушной гавани Ставрополя находятся в краевой собственности (51%). А 49 процентов принадлежит предприятию «Авиасервис», о котором стоит сказать отдельно. Во время губернаторства Валерия Зеренкова 49 % акций ОАО «Международный аэропорт Ставрополя» были проданы частной структуре всего лишь за 21 млн рублей. Представители депутатского корпуса тогда очень переливали, и заявляли об опасности потери государственного контроля над воздушными воротами краевого центра.
Да, аэропорт находится в краевой собственности, однако с помощью ряда финансовых схем доля государства в нем значительно сократилась, и существует реальна угроза того, что в дальнейшем аэропорт может уйти из под контроля правительства края. Краевые СМИ, проводившие расследование вокруг покупки аэровокзала, заявляют, что он принадлежит людям, близким к экс-губернатору Ставрополья Зеренкову. Причем схема передачи частному лицу пакета акций выглядит смехотворной: край не смог расплатиться с некой фирмой «Авиасервис» за ремонт, который они сделали в здании, и вернул долг половиной собственности аэропорта.
По данным Минимущества региона, в 2013 году министерство сократило свою долю в АО «Международный аэропорт Ставрополь» до 51,2 % за счет допэмиссии на 20 млн рублей в пользу частного инвестора. Решение о допвыпуске акций было принято советом директоров аэропорта. Компания разместила в пользу ООО «Авиасервис» по закрытой подписке 20 тысяч обыкновенных акций номиналом 1 тысяча рублей, удвоив свой уставный капитал. Согласно данным картотеки арбитражных дел, в июле 2015 года Арбитражный суд Ставрополья уже отказал минимущества Ставрополья в признании недействительной сделки по аэропорту Ставрополя. ГУП «Международный аэропорт Ставрополь» было преобразовано в ОАО в феврале 2013 года.
Переломный момент начался и закончился
Недавно краевые власти хотели обратить внимание на аэропорт, но помешали, как ни парадоксально, деньги. В воздушные ворота планировалось вложить 10 миллионов рублей, но второй собственник («Авиасервис») идею заблокировал. Ведь ему нужно было или заплатить такую же сумму, или уменьшить пропорционально вкладу партнера свою долю. Выходит, что край хочет развивать аэропорт и вкладывать в него деньги, но это не дает сделать второй собственник. Никакие возмущения депутатов и публикации в СМИ дело с «мертвой точки» не сдвинули.
Тем временем туманная ситуация вокруг аэропорта «Ставрополь» и его неизвестного инвестора не стала яснее. Аэропорт никогда не был крупным авиационным центром. В последние десятилетия с ним работало всего несколько авиакомпаний, и здание аэровокзала чаще всего можно было увидеть пустым. В аэропорт даже не ходил общественный транспорт, несмотря на его близкое расположение к краевому центру. Шесть лет назад региональное министерство промышленности, энергетики и транспорта заявило, что переломный момент в авиасообщении со Ставрополем настал, и буквально в ближайшие месяцы аэропорт наконец-таки расширит географию полетов. Так, в министерстве утверждали, что уже начаты переговоры о сотрудничестве более чем с десятью авиаперевозчиками.
С 2012 года планировалось открытие новых рейсов, не только внутренних, но и международных. Якобы из Ставрополя можно будет летать как в Европу, так и в Азию. У ставропольчан наконец появилась возможность добираться в аэропорт на общественном транспорте: сейчас из Ставрополя туда регулярно ходит маршрутка № 120. Тем не менее для возвращения к прежней насыщенной жизни (а еще в начале девяностых из краевого центра можно было напрямую попасть в 26 городов) воздушные ворота Ставрополя нуждались в серьезной модернизации. Заявлялось, что у аэропорта появился потенциальный инвестор, а также параллельно ведутся переговоры с несколькими десятками авиакомпаний – как российскими, так и зарубежными. «Тем не менее мы уже сейчас стараемся зацепить и полеты по маршрутам Европа – Азия, многие из которых вполне логично могут проходить через Ставрополь. Востребованными в регионе будут и регулярные полеты в крупные города Европы, а также в привычные места отдыха россиян – Турцию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Востока», – подчеркивали в минпроме.
Действительно, над Ставрополем есть коридор, в котором летят самолеты из Европы в Индию и Юго-Восточную Азию. Но делать посадку в небольшом аэропорту для дозаправки просто нерентабельно, да и не имеет практического смысла. К слову, кроме Стамбула, до которого уже весной будет проще добраться, видимо, вплавь через Черное море, остается лишь один город – Москва. Вся география полетов сводится к столичному треугольнику: Внуково, Домодедово и Шереметьево, тут можно выбирать на любой вкус. И соответственно три компании: S7, Utair и «Аэрофлот».
Туман вокруг взлетной полосы
Несколько лет назад ездили депутаты и лично посмотреть на улучшения воздушных ворот, а заодно – своими глазами увидеть многострадальную взлетную полосу, которая принадлежит не краю, а федеральному центру, соответственно для ее реконструкции нужно и федеральные вливания, которых пока нет. Но летать как-то надо, а полоса 1959-го года постройки устарела, не отвечает современным нормам, да и просто потрескалась. Самый дешевый вариант – сменить покрытие взлетно-посадочной полосы и удлинить на 400 метров – до трех километров. Но денег в стране стало меньше, и модернизацию «заморозили».
Первый заместитель генерального директора АО «Международный аэропорт Ставрополь» Александр Ленцов при этом заявил, что взлетная полоса намного лучше, чем у многих.
- Что же касается взлетной полосы, то полоса замечательная, с ней проблем нет, она соответствует нормам, в других городах встречаются полосы с дырками, у нас же все в норме, – гордится Ленцов.
Если же полоса совсем не устраивает, то у края есть аэропорт Минеральные Воды с супер-полосой, на которую может сесть любое авиасудно.
Еще одна проблема, о которой забыли упомянуть парламентарии – огромные долги. А у аэропорта накоплены многомилионные долги, по которым идут судебные разбирательства. Несмотря на значительные вложения средств из бюджета, материальная база предприятия устарела, а цены на билеты гораздо выше, чем в ближайших воздушных гаванях. Увольнявшиеся отсюда управленцы не уходили без «золотых парашютов». Основной причиной такого плачевного состояния депутаты признали отсутствие согласованности в решениях инвесторов и руководства аэропорта, из-за чего возникли проблемы в управлении. А тем временем кредиторская задолженность аэропорта «Ставрополь» может привести к банкротству предприятия.
Гендиректор аэропорта Николай Апальков о размере долга предпочитает не говорить. Но депутаты передают его слова, что аэропорт работает в ноль и прибыли не получает, при этом ежемесячно выплачивает по 2 миллиона рублей неизвестным акционерам из ООО «Авиасервис».
Фото zavodfoto.ru
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ