Кто жил в музее, а кто в нем тусуется? Ставропольскому изомузею исполнилось 60 лет
Читайте также:
- Ровно сто лет назад родился один из основателей Ставропольского высшего военного авиационного училища (05.12.2021 10:31)
- Ставрополь пикантный: где обитали проститутки города 150 лет назад и при чем тут здание краевого МВД (02.12.2021 15:03)
- «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ» — вспоминаем о роли Кавказа и Ставрополья в жизни Лермонтова (15.10.2021 17:47)
В этот понедельник, 6 декабря Ставропольскому музею изобразительного искусства исполняется 60 лет. Корреспонденту Блокнота удалось побеседовать со старшим научным сотрудником музея Людмилой Владиславовной Волошенко и увидеть сторону жизни музея, скрытую от посторонних глаз.
6 декабря 1961 года приказом Минкультуры в городе Ставрополе был создан музей изобразительных искусств. Инициатива принадлежала Борису Альбертовичу Бендику, ставшему его первым директором. Он же в течение первого десятилетия комплектовал коллекцию.
В основу фонда легло собрание картин краеведческого музея имени Григория Прозрителева и Георгия Праве. Часть полотен поступила из личной коллекции местных купцов Алафузовых — произведения русского и зарубежного искусства классического периода. Их еще в 1920-х годах передали в дар музею.
Полотно из коллекции купцов Алафузовых. И.К. Айвазовский. Вид Судакской бухты (1879)
Еще часть картин в 1936 году попала в Ставрополь после того, как в Ростове-на-Дону был расформирован музей горских народов. В основном это были произведения советских художников. Эти экспонаты и стали первыми в музейном фонде.
— На момент, когда коллекция была передана музею изобразительных искусств, она не была изучена. Все, что было известно о полотнах: вот картина, передана в дар музею в таком-то году такими-то людьми. Научно-исследовательская работа началась именно в этих стенах. И я рада, что причастна к этому, — делится воспоминаниями Людмила Владиславовна.
Старший научный сотрудник музея Людмила Волошенко
Затем в 1964 году из государственного музея Эрмитаж была передана часть экспонатов. Это полотна Западно-Европейской живописи начиная с XVII века, античные скульптуры и коллекция фарфора. Сейчас они составляют главное богатство музея.
Помимо этого, много работ было передано в фонд музея самими художниками. Сейчас, к сожалению, фонд пополняется все реже и исключительно за счет даров.
Неизвестный художник. Портрет Ермака Тимофеевича, 2 пол. XVII – нач. XVIII в.в. Поступление от жительницы г. Ставрополя Т. Чигирь в 1987 г.
Переезд в новое здание воспринимался с большим энтузиазмом, ведь в краеведческом музее художественный отдел ютился в небольшом зале. Теперь музей находится в трех зданиях, но со временем ему стало тесно и в этих помещениях.
Раньше здесь находился клуб работников органов НКВД имени Гофицкого. Здесь устраивались танцевальные вечера, кинопоказы и другие мероприятия. Там, где сейчас висит копия Веронезе, было окошечко проекторной.
Кроме музея в этом здании находились ОВИР, ЗАГС, работала детская художественная школа. Но со временем они съехали, а высвободившиеся площади были переданы музею под экспозиционные и служебные помещения.
В здании вплоть до 1990 года оставались квартиры, в которых жили люди.
— На первом этаже была небольшая комната, где жила семья Соколовых. Они имели отдельный вход со двора. Под окнами был палисадник. Я тогда училась в художественной школе в этом здании. И мы с детьми собирали здесь малину, украдкой посматривая на окна, — вспоминает собеседница редакции.
Рядом было еще несколько жилых комнат. В одной проживала искусствовед и реставратор Мира Алексеевна Дайн со своим сыном. Какое-то время она работала в музее и жила здесь. В другой была организована гостевая комната, где обычно жили люди, приехавшие работать на выставках. Так, в 1975 году некоторое время здесь жил ленинградский художник Владимир Кузьмич Турбасов со своей супругой. Тогда в ставропольском музее была организована выставка, посвященная 80-летию со дня рождения художника.
Фонд разрастался, жизнь осложнялась нехваткой площадей. Бывало даже, картины хранились в проходных помещениях музея. Поэтому внутреннее пространство постоянно подвергалось реконструкции и перепланировке.
Музей в 1990-е годы
— На втором этаже со двора когда-то было два прекрасных балкончика, огороженных решеткой в стиле модерн. Один из них — тот, что поменьше, — я называла балкончиком Джульетты. Сейчас они сохранились, но их закрыли панелями и сделали подсобные помещения, — рассказывает Людмила Владиславовна.
Современный музей — это не только место, где собирают и хранят искусство. В его задачи входит научно-исследовательская и просветительская работа.
Сегодня большую роль в работе музея играет презентация искусства публике. Подготовка к каждой выставке от идеи до воплощения занимает достаточно времени. Обдумывается тема, разрабатывается концепция, отбираются экспонаты, осматриваются на предмет сохранности. И тогда уже выставляются.
Составление экспозиции — это отдельный творческий процесс. Сейчас уже нельзя просто взять произведения, развесить их по стенам и позвать всех на вернисаж — без особого дизайна такие выставки уже не делаются.
Подготовка к экспозиции
— Для подачи материала зрителям очень важно освещение. Если сравнивать нас с другими музеями, освещение у нас страдает. С рассеянным светом у нас все в порядке. Но точечного освещения, которое выделяет произведения светом, у нас, к сожалению, нет. Произведение должно получать свет на себя. Иначе оно теряется в пространстве, и люди проходят мимо картины. Хотелось бы акцентировать внимание на каждом экспонате, — пояснила старший научный сотрудник музея.
Копия с картины Бартоломе Эстебана Мурильо «Мадонна с младенцем», XIX в.
В отличие от краеведческого музея, где проводятся уроки для школьников, ставропольский музей живописи не может похвастаться большим потоком посетителей.
В советские времена частыми были целенаправленные посещения. Регулярно приходили школьники. Кроме того, в городе было несколько экскурсионных бюро, которые поставляли в музей группы туристов.
— Были времена, мы даже стонали от того, как много их было. Сейчас же приглашают нас, чтобы мы приехали в школу и провели беседы. Но я считаю, что общение с подлинниками ничто не заменит. И это необходимо, показывать детям, — поделилась Людмила Владиславовна.
Устраивались и передвижные выставки. Тогда это называлось пропагандой изобразительного искусства. Пропагандировалось главным образом творчество художников Ставрополья советского периода.
— Мы вывозили 8-10 полотен и показывали сельским труженикам на полевых станах, в полеводческих бригадах, на фермах, в кошарах. Не всегда это было эффективно, потому что люди были заняты тяжелым физическим трудом, им было не до искусства. Но, тем не менее, нас склоняли к тому, чтобы мы любой ценой несли культуру в массы, — продолжает рассказ Волошенко.
В 1990-е годы музей пытался хоть как-нибудь выжить. В здании был затяжной ремонт, и снова приходилось работать «на выезде». Одна из постоянно действующих экспозиций была организована в цветочном магазине возле кинотеатра «Экран».
— Сейчас мы тоже стараемся заниматься активной выставочной деятельностью. Но теперь не всегда есть возможность вывозить подлинники. Мы проводим занятия с учащимися, демонстрируя репродукции и видеоматериалы, — поделилась собеседница «Блокнота».
В 9 гимназии у нас постоянно действующая экспозиция художника Орлова, который учился в той школе. Дети имеют возможность встретиться с творчеством художника воочию. Мы возим туда и другие предметы, стараемся как можно шире представить наши фонды.
Чтобы привлечь внимание широкого круга посетителей, сотрудники музея постоянно находятся в поиске новых форм работы, соответствующих запросам времени. На базе музея проводятся мероприятия, акции, фестивали современного искусства, молодежные форумы. Так, в 2006 году ставропольский изомузей первым в крае отозвался на приглашение поучаствовать в Международной акции «Ночь музеев».
— Но такие мероприятия, к сожалению, вызывают интерес только у молодежи. Они с удовольствием приходят потусоваться. У взрослого же населения интерес к живописи заметно спал. Люди знающие приходят в музей с горящими глазами, иногда целенаправленно. Был случай, когда посетители очень настойчиво интересовались, куда из экспозиции делись полотна Айвазовского. Не продали ли мы их? Приходилось объяснять, что не всегда же картинам висеть на экспозициях, — сокрушается Людмила Волошенко. — В большинстве случаев взрослые люди в залах скучают. Но я глубоко убеждена, что искусство вечно и никогда не утратит своего значения. Потому что сюда вложена душа и мысли.
Елена Артемова
Фото: Иван Высочинский
С магической атмосферой музея изобразительных искусств в наши дни можно познакомиться в фоторепортаже «Блокнота» в галерее под данным материалом.
Новости на Блoкнoт-СтавропольСтолкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ