Поправки в Конституцию не повлияют на конфликты ставропольской власти с населением
Читайте также:
- Народ победил: многоуровневой развязки в Ставрополе не будет (02.03.2020 11:25)
- В мэрии Ставрополя развернулись горячие дебаты вокруг строительства транспортной развязки на Кулакова (21.02.2020 18:42)
- (0 секунд назад)
Законопроект о поправках к Конституции уже одобрен Госдумой в первом чтении и сейчас дорабатывается. После того, как документ одобрят обе палаты парламента России, документ поступит на подпись президенту Владимиру Путину, а общероссийское голосование о том, вносить поправки в Конституцию или нет, пройдет уже после того, как глава государства утвердит законопроект. Датой голосования выбрано 22 апреля.
Но как поправки, с учетом их принятия затронут региональные власти, в том числе правительство Ставрополья и краевую думу. Ведь многие эксперты прогнозируют, что возможно «обнуление» или перезагрузка властей, и вероятно всех уровней. А значит можно говорить и о внеплановой отставке правительства, и о скорых перевыборах законодателей. «Блокнот Ставрополь» поинтересовался у экспертов, чем могут «аукнуться» поправки в регионе, и может ли такое произойти.
Дмитрий Протасов
Эксперт коммуникационного агентства «Сто процентов» Дмитрий Протасов заявил, что сейчас бы не уделял большого внимания поправкам в Конституцию. Особенно относительно местного самоуправления. Будет ли обнуление сроков или нет.
— Это не имеет никакой роли. Изменения в Конституцию не внесут изменения в реальность. Я бы назвал это виртуальными поправками. Сегодня многое изменилось, в том числе и в отношениях «власть — общество». Формальные инструменты в виде регламентирующих документов в цифровой вселенной имеют все меньше значения. Населению, активным группам гражданам, чтобы выразить свою волю, либо поставить под сомнение компетентность властей, уже не надо выходить митинговать или собираться явочным порядком. Воздействовать на власть можно и не вставая из-за стола с помощью интернета. Пример с дорожной развязкой в Ставрополе показателен. Гражданские активисты виртуально возмутились, поставили вопрос так, что можно было усомниться в компетентности властей и увидеть материальную заинтересованность. Современные технологии усиливают роль гражданского общества, — приводит недавний пример Протасов.
При этом он не исключает, что обнуление действительно может иметь место. И в том числе по предстоящим поправкам.
— Уже пора задавать вопрос – а что будет после ухода Путина с поста президента России. Даже без оценки итогов его деятельности. И что будет потом с экономикой, с Кавказом, со Ставропольским краем? И с той же Конституцией. Ведь если придут к власти либералы, то все поправки могут и отменить. Напомню недавнюю историю. 17 марта 1991 года прошел референдум о сохранении СССР. А уже 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР, официально распустив Союз ССР и его институты власти. Так что предстоящие поправки с моей точки зрения в реальном мире мало что значат, — уверен эксперт.
Федеральный политолог Александр Пожалов считает, что направления госполитики, ответственность за которые закрепляется в Конституции за правительством, не новы. Они проговаривались на встречах рабочей группы, их ранее выдвигали общественники и отдельные депутаты.
Александр Пожалов
— По сути, найдено решение, как отразить в Конституции ряд консервативных ценностей (поддержка традиционной семьи), запрос россиян на благоприятную экологию, стратегический характер нацпроектов, приоритет поддержки науки, необходимость содействия государства социальным НКО. Вместо сомнительного, с точки зрения юридической процедуры, отражения их в преамбуле Конституции, они вносятся в число ключевых направлений деятельности правительства. Эти смысловые направления госполитики, в отличие от норм об устройстве политических институтов, будут более значимыми для населения. Их появление должно облегчить и кампанию по мобилизации избирателей на голосование, ведь сегодня ключевая проблема для власти – явка, — объясняет востребованность ценностей у людей.
При этом он подчеркивает, что есть и принципиально новые поправки – это закрепление неприкосновенности экс-президентов и особого порядка её лишения в самой Конституции и признание главы государства де-факто стратегическим руководителем правительства.
Руководитель филиала Фонда развития гражданского общества, в Ставрополе Геннадий Косов уверен, что слишком много в ситуации внесения поправок в Конституцию РФ надуманного и конспирологического. Скорее всего, это связано, во-первых, с процессами делигитимации власти вообще, во-вторых, с личными страхами, обидами и идеологическим несогласием экспертов и комментаторов.
— Представляется, что внесение поправок связано с попытками власти заключить новый социальный консенсус, сделав акцент на образ социального, суверенного, неделимого государства. Стремление власти к новому социальному консенсусу детерминировано ситуацией транзита 2024 года. Необходимость уже сейчас сформулировать уточненные принципы функционирования и развития государства связана с ситуациями повышенной турбулентности в мире, усиливающегося давления на власть со стороны международных государственных и негосударственных акторов, эволюции «цветных» технологий, направленных на дестабилизацию ситуации и смену политического режима в неугодных ключевым международным игрокам государствах. Все предполагаемые изменения связаны со стремлением руководства страны обеспечить политическую стабильность и развитие Российской Федерации на будущее, а не стремлением обнулить сроки как на федеральном, так и региональном уровнях, — поделился своим мнением политолог.
Зампред регионального отделения «Яблока» Валерий Ледовской также считает, в Конституцию не вносится больших изменений, которые могут непосредственно повлиять на самостоятельность муниципального управления. Разве что потенциально может увеличиваться бюджет муниципальных образований в случае проведения работы по выполнению программ вышестоящих органов власти.
— При этом, поправки более явным образом открывают дополнительные возможности по встраиванию местного самоуправления (МСУ) в вертикаль власти. Выражаться это будет в виде законодательства, которое находится под его вершиной в нашей стране, коей является Конституция, и практикой его применения. В самом деле, каким образом можно иначе получить дополнительные функции от региона и федерального центра, как не через лояльность к этим уровням власти? При этом по теории МСУ оно должно как раз брать на себя разницу потенциалов между региональной и местной повесткой, — уточняет Ледовской.
Валерий Ледовской
Эксперт подчеркивает, что через МСУ должны разрешаться все локальные неровности и шероховатости, которые возникают в результате применения региональной повестки к каждому муниципалитету.
— А таких шероховатостей много. Достаточно открыть и поизучать новости. Мы видим, что каждый крупный планируемый проект, будь то дорожная развязка или промышленное производство, встречает критику на местах. И нет эффективных механизмов для организации диалога между властью и обществом. Доходит до обвинения жителей в политическом популизме и чуть ли не телефоном терроризме. Мне кажется, ни к какому перезапуску региональной повестки поправки не приведут, а только обострят будущие конфликты между населением и всеми уровнями власти, — предрекает политик, добавляя, что местное самоуправление может совсем перестать выполнять свою основную функцию — обеспечивать, а не только декларировать, прямую власть граждан в местах своего преимущественного проживания.
Александра Верищак
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ