«Продаю полгорода»: почему падает рынок коммерческой недвижимости в Ставрополе
Объекты на продажу в Ставрополе
Читайте также:
Владельцы крупных коммерческих объектов недвижимости пытаются избавиться от них в Ставрополе.
Городские доски объявлений пестрят предложениями о продаже крупных объектов. Сегодня предлагаются такие здания, как ТЦ «Нестеров», который расположен в самом центре, рядом с ЦУМом, часть гостиницы «Ставрополь», знаменитый ресторан «Корона» и многие другие. Как уточняют эксперты, о многих предложениях о продаже просто не говорят, и дела у массы компаний далеко не радужные.
Подобная обстановка складывается отчасти из-за экономического кризиса: на фоне колоссального падения реальных доходов населения, растущих цен и отсутствия достаточного количества рабочих мест. Бизнесу живется нелегко из-за постоянных проверок и высоких налогов, растущих производственных издержек, и рентабельность падает. Чтобы выправить ситуацию, необходимы инвестиции, а инвестиционная привлекательность края не на высшем уровне.
«Блокнот Ставрополя» решил узнать о причинах продажи некоторых объектов. Гостиница «Ставрополь» выставлена на продажу по причине банкротства, и торговое помещение теперь обретет нового собственника. Риэлтор компании на вопрос о том, много ли желающих приобрести объект уклончиво ответила, что «интересуются», но пояснила, что при реальном намерении приобрести гостиницу будет заключен специальный договор, согласно которому будет обозначен приоритет. В «Нестерове» же пояснили, что владелец планирует вкладываться в новый проект, поэтому и выставил торговый центр, а также еще один объект на продажу.
О причинах падения рынка коммерческой недвижимости рассказал Дмитрий Протасов, бизнес-консультат. Он неоднократно отмечал, что в 2018 году мы увидим, как обваливается рынок коммерческой недвижимости в Ставрополе.
- Именно так и происходит. У нас выставлены на продажу кафе, заводы, гостиницы, торговые центры, рестораны и прочее . То, что мы видим на площадках объявлений по недвижимости – это лишь малая часть от выставленных на продажу бизнесов. Образно говоря, полгорода выставлено на продажу, - описал он ситуацию.
Он подсчитал, что дисконт от заявленной цены может составлять и 30, и 40, и 50%. Сегодня, чтобы выгодно вложить в коммерческую недвижимость деньги, необходимо подходить более основательно.
- Причин снижения рентабельности коммерческой недвижимости несколько. Первая – снижение реальных доходов населения. Соответственно ужимается и бизнес – торговля непродовольственными товарами, общепит, услуги, - отмечает эксперт
Если верить данным Ставропольстата, то сальдированный финансовый результат без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений с января по ноябрь 2017 года по отношению к аналогичному периоду прошлого составил 82,2%. Корни этого явления как общероссийские, так и региональные.
- К сожалению, у нас не создана критическая масса точек роста бизнеса, который бьется за качественные трудовые ресурсы, готов и может платить высокие зарплаты. Тут масса факторов: качество управления и маркетинга, инвестиционная привлекательность региона, качество трудовых ресурсов, менталитет, стоимость ведения бизнеса, - поясняет Дмитрий Протасов. - Про кадровый потенциал особо отмечу – специалисты нередко перерастают компании и уезжаю в другие регионы, заграницу, где могут применить свой потенциал. И в итоге мы не конкурентоспособны.
Он признал, что есть отдельные компании, дела у которых идут прекрасно, но это исключение из правил. - Нельзя сказать, что региональные власти в этом направлении ничего не предпринимают – делается очень много, но не все зависит от властей, но и от самого предпринимательского сообщества, - объяснил эксперт.
Вторая причина падения рынка коммерческой недвижимости – изменение природы многих видов бизнеса. Заходят сетевые магазины, которые платят основную долю налогов в других регионах, и малый бизнес сворачивается.
- Опять мы упираемся в конкуренцию, которая не про нас. Рынок сужается, остаются сильнейшие. По данным того же Ставропольстата оборот розничной торговли в 2017 году составил 478 774 миллиона рублей. Рост по отношению к 2016 году всего 3,4%. Превышает рост реальную инфляцию или нет – каждый решает для себя сам, - повел данные аналитик.
Он отмечает, что с каждым годом все большую долю от общего товарооборота забирают федеральные сети, а региональный ритейл теряет покупателей.
- Однако не все так печально. До сих пор остаются объекты выгодного инвестирования в коммерческую недвижимость. Смотрите на растущие территории комплексной застройки, на их транспортную доступность, их продвижение и рекламу и т.п. Покупать объекты там , где идет рост, можно и нужно. Либо надо искать новые перспективные ниши, - подвел итог Дмитрий Протасов.
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ