Она сыграла и потеряла сознание: история 14-летней ставропольской пианистки Софьи Грищевой
Софья Грищева
Читайте также:
- Воспитанник ставропольского спорта Виталий Иванов прославился на всю страну в Подмосковье (29.04.2022 18:00)
- «В большом городе можно потеряться, как щепка»: знаменитая фигуристка из Ставрополья вновь посетила родину (13.12.2021 21:16)
- «Напиши хоть Меркель дура»: ставропольчанка о жизни в Германии, налогах и свободе слова (23.10.2020 10:46)
- «Раньше на коленях стояли, а сейчас уже на пузо легли»: живущий в Ставрополе белорус поделился своим отношением к протестам (11.09.2020 08:53)
- Забивать «огромный болт» на недовольных: рецепт успеха от ставропольской поэтессы (15.07.2020 16:22)
В музыкальной гостиной Ставропольского краевого музея изобразительных искусств незадолго до Дня Победы, 5 мая, прошел концерт Софьи Грищевой. Юная девушка подготовила специальную программу «Музыка мира», в которой прозвучали произведения мировой классики — Баха, Бетховена, Шопена, Рахманинова, Мошковского. Однако знаете ли вы ее историю и ее путь, который пролегал через множество испытаний?
Меня зовут Софья Грищева, мне 14 лет. Я из Ставрополя, но уже 3 года учусь в Петербурге в средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Я играю на фортепиано.
Путь Софьи берет свое начало в частной студии Ставрополя. Заведение специализируется на дополнительном образовании по разным направлениям. В 6 лет девочку привели туда на занятия английского, но когда она увидела, как на музыкальных инструментах играют другие дети, тоже захотела к ним присоединиться.
— Там не было такой нагрузки, как в музыкальных школах, я училась для себя, — делится воспоминаниями исполнительница.
Во многом дальнейший успех, как признается Софья, был определен ее первым педагогом Виолеттой Посоховой, которая и сейчас обучает детей в этой студии.
Из провинции в Брюссель и Париж
Сначала девушка играла на небольших концертах, потом доросла до региональных, всероссийских и даже международных.
— В 10 лет я поехала на конкурс «Merci, Maestro!» в Брюссель. Я была одной из немногих участниц из России и прошла в финал, получила серебряную медаль. Это стало для меня большой неожиданностью, — рассказала Софья.
Однако одной медалью конкурс не ограничился: ее пригласили выступать на гала-концерте в Брюссельской ратуше.
Брюссельская ратуша. Источник: visit.brussels
— Конечно, я была очень рада там выступить и не ожидала, ведь конкурс серьезный, участников было много, — вспоминает Софья Грищева. — Потом оттуда мы поехали на конкурс русско-парижской консерватории имени Скрябина в Париже (concours de Centre Culturel Russe à Paris — прим. ред.). Там удалось занять первое место.
Она сыграла и потеряла сознание за кулисами
— Я помню свой первый конкурс: как-то особо не переживала. Вышла, поклонилась, сцены не боялась, — рассказала девушка. Ее мама Елена, которая присутствовала на интервью, в этот момент улыбнулась и немного нервно засмеялась. По ее словам, она переживала за двоих, «потому что мама в этот момент понимала, что за конкурс».
Пример выдержки Софья показала в Брюсселе. Перед выступлением ей было очень плохо, она отравилась. Одна из организаторов конкурса, видя ее состояние, «пинком выгнала выступать», сказав, что «все пройдет». В музыкальном искусстве нет места слабости. Она сыграла более чем хорошо, не отвлекаясь на свое самочувствие, и потеряла сознание за кулисами.
— Я начала играть и как будто все пропало, — заявила исполнительница.
Интересно, что самым волнительным конкурсом для девушки стал не зарубежный, а московский, когда ее отобрали на мастер-классы в школе имени Гнесиных с известными профессорами — Александром Романовским (из Италии) и Нормой Фишер (из Великобритании).
— Мне было 11 лет и именно тогда я поняла, что свою жизнь свяжу с музыкой. Большое влияние на меня оказал Александр Романовский, меня завораживала его игра, — поделилась девушка.
Он и обратился к Елене, ее матери, с вопросом, собираются ли они с такими данными и дальше заниматься игрой на фортепиано? Ответ был положительный.
Жизнь на два города: между Ставрополем и Санкт-Петербургом
После этого конкурса Софья поехала поступать в музыкальную школу Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Все началось с консультации с заведующим кафедрой в середине марта, который пригласил девушку на вступительные экзамены в мае. Для поступления необходимо было сдать программу на фортепиано и письменный с устным экзамены по сольфеджио.
— Им [сольфеджио] я стала заниматься очень поздно по меркам музыкантов — в 10,5 лет. Его изучение у меня проходило быстро, экстерном, — вспоминает пианистка.
Еще при консультации преподаватели оценили ее уровень знания сольфеджио и, как она призналась, он был довольно низким. Однако за два месяца его удалось подтянуть настолько, что на вступительных в мае Софья показала уже другой результат, набрала наивысший балл среди поступающих. Это и стало ее проходным билетом в учебное заведение.
Как отмечает девушка, в основном в школе обучаются дети из Санкт-Петербурга или Москвы, из регионов мало учащихся. Однако большое их количество ожидают в наборе на 9 класс (Софья Грищева на момент публикации обучается в 8 классе — прим.ред.).
С какой музыкой Софья Грищева ассоциирует себя и Ставрополь?
В рамках интервью девушку попросили проассоциировать себя с каким-либо произведением. Она рассказала, что иногда ее ставят в ступор вопросы о любимом композиторе или композиции, потому что она в целом очень любит музыку. Но все же выделила для себя одного пианиста.
— Мне ближе все-таки Брамс, композитор эпохи романтизма. Мне очень нравятся его произведения, сонаты. Выделить что-то определенное не могу, но люблю играть его рапсодии. Музыка Брамса, на мой взгляд, очень отличается от других композиторов-романтиков, это что-то абсолютно особенное, у него такие необычные гармонии и мелодии. Что-то очень непривычное, но моей душе близкое, — поделилась собеседница редакции.
А вот Ставрополь она ассоциирует именно с отечественными произведениями. В первую очередь девушка отмечает поэзию — Лермонтова, Пушкина, их южные ссылки. Но и в музыке краевая столица оставила след в ее сердце.
— Ставрополь — это определенно русские композиторы конца XIX - начала ХХ века. Может быть Глинка, Балакирев или Чайковский. Я бы не ассоциировала Ставрополь с какими-либо зарубежными композиторами, — описала свои чувства исполнительница.
Софья заметила, что очень скучает по малой родине и всегда с нетерпением ждет того момента, когда можно будет приехать и выступить перед ставропольчанами.
— Самое яркое мое воспоминание из Ставрополя связано с детством, когда я была совсем маленькая и мы гуляли по городу, по паркам. Всегда вспоминается дом, — рассказала пианистка.
Занимайтесь тем, что вам нравится. Не опускайте руки, не давайте себе слабину, любите искусство. Для меня оно стало неотъемлемой частью жизни, поэтому я бы хотела, чтобы детям тоже прививалась любовь к искусству, к творчеству. Чтобы они искали что-то новое: открывали новые смыслы или новые грани.
Юлия Грищенко
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ