Общество,
29.11.2017 14:44
Календарь Ставрополя: сегодня родился знаменитый ставропольский фотомастер горных пейзажей Григорий Раев
Фото (Григорий Иванович Раев)
Читайте также:
- Лихих дрифтеров на маршрутках проверят компетентные службы Ставрополя (28.11.2017 10:52)
- Что покупали на знаменитых ставропольских ярмарках более века назад (26.11.2017 11:56)
- Прежде и теперь: подкова «на удачу» стоит на площади 200-летия в Ставрополе (26.11.2017 15:41)
«Жизнь – есть деяние» – эта фраза была девизом удивительно смелого пятигорского фотографа Григория Раева.
Знаменитый мастер фотографии родился 29 ноября 1863 года в Пятигорске. Он был подвижник и фотограф-художник. Сейчас таких принято называть фотохудожниками. Раев прожил 95 лет и посвятил фотографии почти 80 лет своей яркой жизни.
Всю жизнь он был очень активным и подвижным человеком. За десятилетия вдохновенного труда у Григория Ивановича сложилось огромное наследие в десятки тысяч снимков, разбросанное по многим хранилищам в нашей стране и за рубежом. Он снимал горные пейзажи и завораживающие виды местных гор. Эта работа осложнялась тем, что техника в позапрошлом веке была еще несовершенна, поэтому удивительные снимки Раева – это результат невероятного упорства и творческого вдохновения фотографа.
В 15 лет он начал трудиться учеником, а потом лаборантом у такого признанного мастера светописи как Александр Карлович Энгель, после чего последовало обучение в единственной тогда фотошколе в Мюнхене. Вместе с Энгелем, которого он называл «мой учитель из Вены», Раев путешествовал по Кавказу, Крыму и Средней Азии. В автобиографии, говоря о своей профессии, он отмечает: «Этот выбор был для меня счастливым. Он определил мою дальнейшую судьбу». И действительно, выбор оказался счастливым - Раев стал известным фотографом. Так начиналась его творческая карьера.
Особый вклад в его творчество сделала поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, он вдохновлялся его произведениями и стихами, а отчим с малых лет водил его по лермонтовским местам. Известно, что первый самостоятельный снимок Раев сделал в 1878 году, на нём он запечатлел маленький домик на окраине Пятигорска – последнее пристанище поэта М. Ю. Лермонтова. Спустя десятилетия, став известным фотографом и общественным деятелем, Раев издал свой снимок в виде открытки, тем самым сохранив облик Домика Лермонтова 1870-х годов для будущих поколений.
Фотографировал Раев и «место дуэли Печорина с Грушницким» в окрестностях Кисловодска и многие другие достопримечательности. Приходится, к сожалению, отметить, что Григорий Иванович небрежно относился к датировкам своих снимков, чем вызвал дополнительные трудности в работе над его собранием.
Для Раева работа над лермонтовской тематикой особенно чётко определилась в период пребывания в Кавказском горном обществе, начиная со времени его основания в 1902 году. Он даже был смотрителем дома-музея М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.
Помимо пейзажей, старинных усадеб и гор Раев снимал много портретов. Он фотографировал Шаляпина, Рахманинова, Давыдова, Собинова, Ярошенко, Мамина-Сибиряка, Пастухова, Чехова, Горького и многих приезжих знаменитостей, всех не счесть. А некоторые снимки вошли в серию его открыток под наименованием «Типы Кавказа».
Однако больше всего прославился Григорий Иванович своими горными снимками. Ещё в 1880 году по заданию Энгеля, а потом и КГО, он отправлялся в горы, совмещая съёмки местных пейзажей с экскурсионной работой.
С высоты птичьего полёта Раев сделал виртуозный снимок в районе Баксанского ущелья. Одержимый своим искусством, Григорий Иванович с громоздким аппаратом взобрался на большую высоту, чтобы поймать при сверкнувшем лучике солнца живое облако, плывущее под ним внизу, в тесном ущелье! Да это и не облако вовсе, а какая-то облачно-молочная река, напоённая солнечным светом – тут-то Раев добился давно желаемого! В удивительном снимке такое причудливое сочетание планов, что небо вверху и пропасть, на дне которой сверкает река, представляются бездонными между светящимися облаками. Истинным венцом раевского творчества является его панорама Кавказского хребта.
Выдающиеся работы Раева отмечены в Большой советской энциклопедии; его фотографии и альбомы хранятся в Российской академии наук, Лувре, Бельгии, Англии, Германии, Египте.
Коллекции фотографических снимков Раева значительно пополнялись ценными зарубежными снимками, так как в свои путешествия (Франция, Германия, Египет, Персия, Норвегия Англия) он никогда не выезжал без фотоаппарата.
Он не раз рисковал жизнью ради особенных и красивых снимков. Ему удавалось выжить, когда на него обрушивались снегопады, взбирался по крутым скалам на большую высоту. Уцелел он и тогда, когда попал в щель ледника при подъёме на Эльбрус. Но эту яркую жизнь оборвал нелепый случай. Григорий Иванович упал на спину у себя во дворе, поскользнувшись зимой на ледяном бугорке у водопровода, и уже больше не поднялся.
По материалам И. Г. Тер-Габриэлянц
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Знаменитый мастер фотографии родился 29 ноября 1863 года в Пятигорске. Он был подвижник и фотограф-художник. Сейчас таких принято называть фотохудожниками. Раев прожил 95 лет и посвятил фотографии почти 80 лет своей яркой жизни.
Всю жизнь он был очень активным и подвижным человеком. За десятилетия вдохновенного труда у Григория Ивановича сложилось огромное наследие в десятки тысяч снимков, разбросанное по многим хранилищам в нашей стране и за рубежом. Он снимал горные пейзажи и завораживающие виды местных гор. Эта работа осложнялась тем, что техника в позапрошлом веке была еще несовершенна, поэтому удивительные снимки Раева – это результат невероятного упорства и творческого вдохновения фотографа.
В 15 лет он начал трудиться учеником, а потом лаборантом у такого признанного мастера светописи как Александр Карлович Энгель, после чего последовало обучение в единственной тогда фотошколе в Мюнхене. Вместе с Энгелем, которого он называл «мой учитель из Вены», Раев путешествовал по Кавказу, Крыму и Средней Азии. В автобиографии, говоря о своей профессии, он отмечает: «Этот выбор был для меня счастливым. Он определил мою дальнейшую судьбу». И действительно, выбор оказался счастливым - Раев стал известным фотографом. Так начиналась его творческая карьера.
Особый вклад в его творчество сделала поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, он вдохновлялся его произведениями и стихами, а отчим с малых лет водил его по лермонтовским местам. Известно, что первый самостоятельный снимок Раев сделал в 1878 году, на нём он запечатлел маленький домик на окраине Пятигорска – последнее пристанище поэта М. Ю. Лермонтова. Спустя десятилетия, став известным фотографом и общественным деятелем, Раев издал свой снимок в виде открытки, тем самым сохранив облик Домика Лермонтова 1870-х годов для будущих поколений.
Фотографировал Раев и «место дуэли Печорина с Грушницким» в окрестностях Кисловодска и многие другие достопримечательности. Приходится, к сожалению, отметить, что Григорий Иванович небрежно относился к датировкам своих снимков, чем вызвал дополнительные трудности в работе над его собранием.
Для Раева работа над лермонтовской тематикой особенно чётко определилась в период пребывания в Кавказском горном обществе, начиная со времени его основания в 1902 году. Он даже был смотрителем дома-музея М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.
Помимо пейзажей, старинных усадеб и гор Раев снимал много портретов. Он фотографировал Шаляпина, Рахманинова, Давыдова, Собинова, Ярошенко, Мамина-Сибиряка, Пастухова, Чехова, Горького и многих приезжих знаменитостей, всех не счесть. А некоторые снимки вошли в серию его открыток под наименованием «Типы Кавказа».
Однако больше всего прославился Григорий Иванович своими горными снимками. Ещё в 1880 году по заданию Энгеля, а потом и КГО, он отправлялся в горы, совмещая съёмки местных пейзажей с экскурсионной работой.
С высоты птичьего полёта Раев сделал виртуозный снимок в районе Баксанского ущелья. Одержимый своим искусством, Григорий Иванович с громоздким аппаратом взобрался на большую высоту, чтобы поймать при сверкнувшем лучике солнца живое облако, плывущее под ним внизу, в тесном ущелье! Да это и не облако вовсе, а какая-то облачно-молочная река, напоённая солнечным светом – тут-то Раев добился давно желаемого! В удивительном снимке такое причудливое сочетание планов, что небо вверху и пропасть, на дне которой сверкает река, представляются бездонными между светящимися облаками. Истинным венцом раевского творчества является его панорама Кавказского хребта.
Выдающиеся работы Раева отмечены в Большой советской энциклопедии; его фотографии и альбомы хранятся в Российской академии наук, Лувре, Бельгии, Англии, Германии, Египте.
Коллекции фотографических снимков Раева значительно пополнялись ценными зарубежными снимками, так как в свои путешествия (Франция, Германия, Египет, Персия, Норвегия Англия) он никогда не выезжал без фотоаппарата.
Он не раз рисковал жизнью ради особенных и красивых снимков. Ему удавалось выжить, когда на него обрушивались снегопады, взбирался по крутым скалам на большую высоту. Уцелел он и тогда, когда попал в щель ледника при подъёме на Эльбрус. Но эту яркую жизнь оборвал нелепый случай. Григорий Иванович упал на спину у себя во дворе, поскользнувшись зимой на ледяном бугорке у водопровода, и уже больше не поднялся.
По материалам И. Г. Тер-Габриэлянц
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ