Общество,
12.01.2016 16:25
Игорь Васильев: «В кризис нужно строить дороги»
В любом деле многое зависит от управленца, но еще больше – от людей.
Это чиновник новой формации, который делает карьеру не с помощью служебных интриг, а эффективно работает на результат, - такую характеристику дал Игорю Васильеву коллега, попросивший об анонимности. И наверное, эти слова наиболее полно могут объяснить логику несколько неожиданного для многих решения, принятого руководством края минувшей весной. Тогда Васильев возглавил объединенное министерство, в довесок к дорогам и транспорту став ответственным также за состояние дел в строительной отрасли Ставрополья.
Понятно, что попытки разрешить все проблемы по этим масштабным направлениям сродни стремлению объять необъятное. И Игорь Васильев это прекрасно понимает, подчеркивая в разговоре, что жизнь научила его расставлять приоритеты и трезво оценивать свои силы и возможности. А опыт работы в других регионах (в Краснодарском крае и Московской области) показал: в любом деле многое зависит от управленца, но еще больше – от людей, которые непосредственно задействованы в процессе.
– Я стараюсь привить коллективу понимание того, что его работа не должна зависеть исключительно от того, кто сидит в кресле начальника, – объясняет И. Васильев. – Каждый должен представлять свою роль, четко знать и выполнять обязанности. Тогда любая отрасль будет эффективно функционировать. Вот и дорожников можно любить, можно ругать, но я с уверенностью говорю, что у них есть миссия, и отрасль сейчас – это четкая система. Живая, управляемая и рабочая.
На этом фоне «доверенное» ставропольскому миндору строительное направление однозначно проигрывает. Надо сказать, последние годы ознаменовались задержкой исполнения важных программ и срывами сроков возведения ряда социальных объектов. Игорь Васильев объясняет такие тенденции как раз отсутствием системности в подходах. Но на предшественников не кивает. Мол, какой смысл – разбираться-то со всем «наследством» приходится сейчас и именно ему.
– То есть задача номер один – подвести и под строительство системную основу?
– Да, это обязательно нужно сделать. Признаюсь, у меня уже появился и, скажем так, личный спортивный интерес – смогу ли? Потому наметил себе определенные реперные точки, по которым и буду судить, насколько мне удается задуманное.
Ведь на самом деле все объемы профинансированы, потому для меня было еще более удивительно, по какой причине они не выполняются. К слову, и этот год по строительству однозначно закончим с невыполнением. Но, извините, по-другому быть не может. Так, например, переселение из аварийного и ветхого жилья должны были начать в марте 2012 года, а начали дома строить только в августе 2015-го. И тут какие сроки уже ни ставь, от реалий не уйдешь. Есть технологии, производственные процессы, никто не отменял и правовые нормы…
– Вы многое замыкаете на себе в министерстве?
– Есть такая ошибка. И от этого надо избавляться. Но видимо, любопытство и задор еще играют: не люблю абстракции, обязательно хочу сам до всего дойти и понять. Ведь прежде, чем управлять людьми, надо самому понять весь процесс, пропустить его через себя. И потом по праву смогу настаивать: вот так будем делать, вот такие правила соблюдать.
Хотя дорожников сейчас «отпустил», понимаю, что есть контрольные точки, по которым нужно отслеживать исполнение тех или иных поручений, достижение целей и т.д. Точечно проработать каждый объект постарался по строителям, разбираясь в причинах пробуксовки.
И вот перинатальный центр в Ставрополе, который должны были начать строить в 2014 году и который еще недавно был «на земле», сейчас уже под кровлей. Поликлиника, про которую многие кричали «завалят!», стоит в шесть этажей, закрытый контур, включено отопление…
Идет работа и по детским садам. Из десяти, напомню, в этом году четыре находились в «стресс-сценарии», но дело сдвинулось. Хотя опять же глупо говорить, что мы их введем до конца года. Это кому-то не нравится. Но я противник «сказок»: просто невозможно это сделать, если строительство стартовало только в июле.
– Вернемся к вопросу о системности в строительной отрасли. Дороги-то строят в основном предприятия, так или иначе подответственные государству. И заказчиком всегда выступает власть – региональная или местная. А строительный сектор ведь живет по другим законам, там первая скрипка у частного бизнеса…
– Конечно, специфика везде своя. Но меня в большей степени беспокоит развитие отношений строительной индустрии и проектных институтов. Почему проектировщики закладывают материалы из Ростова, Краснодара, Тамбова, Таганрога и других городов, когда у нас есть собственное производство? Наши материалы остаются невостребованными. Хотя, чем хуже те же ставропольские плиты или перекрытия? Я уверен, надо по максимуму использовать на наших строительных площадках то, что у нас производится. Получается тогда моментальный эффект даже при скромном бюджетном финансировании.
«Ну а как еще?!» – восклицает И. Васильев на вопрос о том, работает ли он сейчас по каждой проблемной (как оказалось, и по непроблемной) стройке в ручном режиме. График у министра, стоит признать, просто бешеный. Но возникает впечатление, что работа на край для него – скорее особый вид экстремального удовольствия. Потому уже много недель с четверга по субботу включительно его практически невозможно застать в министерском кабинете. На эти дни традиционно запланированы объезды объектов, планерки на местах…
– Не появлялось желания уйти из власти, особенно когда приходится решать почти нерешаемые задачи?
– Нет. Я научился получать здесь адреналин! И я вижу, что могу приносить людям реальную пользу.
– Не будем затрагивать программу переселения из ветхого жилья как таковую. По вашим словам, процесс должен войти в колею. Но вообще ситуация с непереселенными людьми в поселках Анджиевский и Подкумок получила в этом году большой резонанс из-за возмущения активистов ОНФ. Но мой вопрос опять же не конкретно о них, а вообще о вашем отношении к такому явлению, как общественный контроль. Пытаясь развивать его, федеральная власть все же закладывала идею, что активные граждане должны содействовать чиновникам на местах, а не противодействовать. Но на деле порой мы видим иное...
– Получается, что пока так. Но я думаю, диалог в итоге наладится. В ноябре президент России на встрече с общественниками четко сказал: я не хочу от вас крови, не хочу, чтобы вы мне только жаловались. Надо на местах находить общий язык и выполнять общие задачи.
Что же касается ОНФ и программы переселения, то народный фронт обещал нас проверить. Пожалуйста! Мы открыты, это внимание нас тоже дисциплинирует. Я ничего не имею против активного участия общественности в любом деле, но я всегда за объективность. Когда накалялись страсти, зачем было по телевизору показывать именно коммерческую квартиру и говорить, что к переезду людей там ничего не сделано?
– В вашей работе уйма ограничений: закон, деньги, полномочия и т.д. Не обижает чисто по-человечески, когда в ваш адрес звучат претензии и нарекания по поводу того, что от вас просто никак не зависит? Все же и губернатор порой жестко высказывается, и люди всегда найдут повод для недовольства…
– Даже если и обижает меня, стараюсь объяснять, почему что-то невозможно. И в этом плане, признаюсь, больше вопросов по поводу утверждений надзорных органов, что нехватка средств не освобождает от ответственности. Вот, например, пишут мне правоохранители: вы должны установить 50 таких-то дорожных знаков. А у меня в смете заложено лишь 20. Где еще 30 я возьму?.. Одно дело, когда есть средства, но ты не исполняешь свои полномочия. И другое – когда появляются претензии «дополнительные», хотя в пределах имеющейся суммы все законтрактовано и все выполняется.
Что же касается рамок, то действительно их много, и сваливаются вопросы, которые нужно решать в обход. Приходит вот ко мне человек на личный прием, а я не в силах ему помочь, например, отремонтировать двор. Но знаю, это может муниципалитет – просим тогда содействия у местных властей, которым в свою очередь можем предложить свою последующую помощь в виде субсидий на развитие улично-дорожной сети или ремонт дворовых территорий. Это отнюдь не торги, а конструктивный диалог, который дает результат.
– Было бы неправильно совсем обойти дорожную сферу, где вы состоялись как профессионал. Удовлетворение от сделанного в этой отрасли есть?
– Есть. Главное, что на дороги наконец обратили внимание. Я пришел в 2008 году на пост министра, в отрасли было 800 миллионов рублей, а уходил в 2012-м, и было уже 7 миллиардов. И в итоге по качеству дорог Ставрополье входит в первую десятку российских регионов. Изначально заложенная транспортная инфраструктура уже практически не требует открытия новых направлений. Кроме работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту уже действующих магистралей.
И неправильно, когда говорят, что в кризис надо отложить стройки, повременить с дорогами. Если заглянуть в историю, то мы увидим, что какие бы плохие времена в экономике ни были, дороги строили всегда. Почему? Потому что это локомотив. Одно рабочее место на дороге обеспечивает 17 рабочих мест у смежников, то есть каждый вложенный рубль привлекает «прицепом» в экономику 17 рублей.
И это далеко не единственная составляющая мультипликативного эффекта, который обязательно нужно учитывать. У нас в крае и без того бюджет социальный: 76 процентов мы по большому счету проедаем, источником развития служат только оставшиеся 24 процента. Это неправильно. Ведь чем быстрее будет идти процесс воспроизводства, тем быстрее мы перейдем к другому уровню развития краевой экономики.
В наследство от прошлых времен нам досталось впечатление о чиновниках как о неких машинах, лишенных человеческих чувств. Игорь Васильев разрушает подобные стереотипы за несколько минут общения. На журнальных страницах сложно сказать обо всем. Но однозначно, что это образованный, яркий, интересующийся человек и чиновник – сверхтребовательный к себе и строгий к подчиненным.
– Игорь Александрович, как относитесь к утверждению, что чиновник не человек, а функция? И от него требуется только четкое следование инструкциям…
– Это неправильно. Надо быть личностью.
– Как вы себя морально стимулируете?
– Сейчас источник жизни – это внук. Никогда не думал, что так будет. С детьми как-то по-другому было, и совсем не верилось тем, кто говорил, что с появлением внуков жизнь меняется. Теперь подтверждаю. Я даже не представляю, как до этого мы без него жили. Каждый день стараюсь обязательно заехать на него посмотреть. И воскресенье всегда – это день только для внука.
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Это чиновник новой формации, который делает карьеру не с помощью служебных интриг, а эффективно работает на результат, - такую характеристику дал Игорю Васильеву коллега, попросивший об анонимности. И наверное, эти слова наиболее полно могут объяснить логику несколько неожиданного для многих решения, принятого руководством края минувшей весной. Тогда Васильев возглавил объединенное министерство, в довесок к дорогам и транспорту став ответственным также за состояние дел в строительной отрасли Ставрополья.
Понятно, что попытки разрешить все проблемы по этим масштабным направлениям сродни стремлению объять необъятное. И Игорь Васильев это прекрасно понимает, подчеркивая в разговоре, что жизнь научила его расставлять приоритеты и трезво оценивать свои силы и возможности. А опыт работы в других регионах (в Краснодарском крае и Московской области) показал: в любом деле многое зависит от управленца, но еще больше – от людей, которые непосредственно задействованы в процессе.
– Я стараюсь привить коллективу понимание того, что его работа не должна зависеть исключительно от того, кто сидит в кресле начальника, – объясняет И. Васильев. – Каждый должен представлять свою роль, четко знать и выполнять обязанности. Тогда любая отрасль будет эффективно функционировать. Вот и дорожников можно любить, можно ругать, но я с уверенностью говорю, что у них есть миссия, и отрасль сейчас – это четкая система. Живая, управляемая и рабочая.
На этом фоне «доверенное» ставропольскому миндору строительное направление однозначно проигрывает. Надо сказать, последние годы ознаменовались задержкой исполнения важных программ и срывами сроков возведения ряда социальных объектов. Игорь Васильев объясняет такие тенденции как раз отсутствием системности в подходах. Но на предшественников не кивает. Мол, какой смысл – разбираться-то со всем «наследством» приходится сейчас и именно ему.
– То есть задача номер один – подвести и под строительство системную основу?
– Да, это обязательно нужно сделать. Признаюсь, у меня уже появился и, скажем так, личный спортивный интерес – смогу ли? Потому наметил себе определенные реперные точки, по которым и буду судить, насколько мне удается задуманное.
Ведь на самом деле все объемы профинансированы, потому для меня было еще более удивительно, по какой причине они не выполняются. К слову, и этот год по строительству однозначно закончим с невыполнением. Но, извините, по-другому быть не может. Так, например, переселение из аварийного и ветхого жилья должны были начать в марте 2012 года, а начали дома строить только в августе 2015-го. И тут какие сроки уже ни ставь, от реалий не уйдешь. Есть технологии, производственные процессы, никто не отменял и правовые нормы…
– Вы многое замыкаете на себе в министерстве?
– Есть такая ошибка. И от этого надо избавляться. Но видимо, любопытство и задор еще играют: не люблю абстракции, обязательно хочу сам до всего дойти и понять. Ведь прежде, чем управлять людьми, надо самому понять весь процесс, пропустить его через себя. И потом по праву смогу настаивать: вот так будем делать, вот такие правила соблюдать.
Хотя дорожников сейчас «отпустил», понимаю, что есть контрольные точки, по которым нужно отслеживать исполнение тех или иных поручений, достижение целей и т.д. Точечно проработать каждый объект постарался по строителям, разбираясь в причинах пробуксовки.
И вот перинатальный центр в Ставрополе, который должны были начать строить в 2014 году и который еще недавно был «на земле», сейчас уже под кровлей. Поликлиника, про которую многие кричали «завалят!», стоит в шесть этажей, закрытый контур, включено отопление…
Идет работа и по детским садам. Из десяти, напомню, в этом году четыре находились в «стресс-сценарии», но дело сдвинулось. Хотя опять же глупо говорить, что мы их введем до конца года. Это кому-то не нравится. Но я противник «сказок»: просто невозможно это сделать, если строительство стартовало только в июле.
– Вернемся к вопросу о системности в строительной отрасли. Дороги-то строят в основном предприятия, так или иначе подответственные государству. И заказчиком всегда выступает власть – региональная или местная. А строительный сектор ведь живет по другим законам, там первая скрипка у частного бизнеса…
– Конечно, специфика везде своя. Но меня в большей степени беспокоит развитие отношений строительной индустрии и проектных институтов. Почему проектировщики закладывают материалы из Ростова, Краснодара, Тамбова, Таганрога и других городов, когда у нас есть собственное производство? Наши материалы остаются невостребованными. Хотя, чем хуже те же ставропольские плиты или перекрытия? Я уверен, надо по максимуму использовать на наших строительных площадках то, что у нас производится. Получается тогда моментальный эффект даже при скромном бюджетном финансировании.
«Ну а как еще?!» – восклицает И. Васильев на вопрос о том, работает ли он сейчас по каждой проблемной (как оказалось, и по непроблемной) стройке в ручном режиме. График у министра, стоит признать, просто бешеный. Но возникает впечатление, что работа на край для него – скорее особый вид экстремального удовольствия. Потому уже много недель с четверга по субботу включительно его практически невозможно застать в министерском кабинете. На эти дни традиционно запланированы объезды объектов, планерки на местах…
– Не появлялось желания уйти из власти, особенно когда приходится решать почти нерешаемые задачи?
– Нет. Я научился получать здесь адреналин! И я вижу, что могу приносить людям реальную пользу.
– Не будем затрагивать программу переселения из ветхого жилья как таковую. По вашим словам, процесс должен войти в колею. Но вообще ситуация с непереселенными людьми в поселках Анджиевский и Подкумок получила в этом году большой резонанс из-за возмущения активистов ОНФ. Но мой вопрос опять же не конкретно о них, а вообще о вашем отношении к такому явлению, как общественный контроль. Пытаясь развивать его, федеральная власть все же закладывала идею, что активные граждане должны содействовать чиновникам на местах, а не противодействовать. Но на деле порой мы видим иное...
– Получается, что пока так. Но я думаю, диалог в итоге наладится. В ноябре президент России на встрече с общественниками четко сказал: я не хочу от вас крови, не хочу, чтобы вы мне только жаловались. Надо на местах находить общий язык и выполнять общие задачи.
Что же касается ОНФ и программы переселения, то народный фронт обещал нас проверить. Пожалуйста! Мы открыты, это внимание нас тоже дисциплинирует. Я ничего не имею против активного участия общественности в любом деле, но я всегда за объективность. Когда накалялись страсти, зачем было по телевизору показывать именно коммерческую квартиру и говорить, что к переезду людей там ничего не сделано?
– В вашей работе уйма ограничений: закон, деньги, полномочия и т.д. Не обижает чисто по-человечески, когда в ваш адрес звучат претензии и нарекания по поводу того, что от вас просто никак не зависит? Все же и губернатор порой жестко высказывается, и люди всегда найдут повод для недовольства…
– Даже если и обижает меня, стараюсь объяснять, почему что-то невозможно. И в этом плане, признаюсь, больше вопросов по поводу утверждений надзорных органов, что нехватка средств не освобождает от ответственности. Вот, например, пишут мне правоохранители: вы должны установить 50 таких-то дорожных знаков. А у меня в смете заложено лишь 20. Где еще 30 я возьму?.. Одно дело, когда есть средства, но ты не исполняешь свои полномочия. И другое – когда появляются претензии «дополнительные», хотя в пределах имеющейся суммы все законтрактовано и все выполняется.
Что же касается рамок, то действительно их много, и сваливаются вопросы, которые нужно решать в обход. Приходит вот ко мне человек на личный прием, а я не в силах ему помочь, например, отремонтировать двор. Но знаю, это может муниципалитет – просим тогда содействия у местных властей, которым в свою очередь можем предложить свою последующую помощь в виде субсидий на развитие улично-дорожной сети или ремонт дворовых территорий. Это отнюдь не торги, а конструктивный диалог, который дает результат.
– Было бы неправильно совсем обойти дорожную сферу, где вы состоялись как профессионал. Удовлетворение от сделанного в этой отрасли есть?
– Есть. Главное, что на дороги наконец обратили внимание. Я пришел в 2008 году на пост министра, в отрасли было 800 миллионов рублей, а уходил в 2012-м, и было уже 7 миллиардов. И в итоге по качеству дорог Ставрополье входит в первую десятку российских регионов. Изначально заложенная транспортная инфраструктура уже практически не требует открытия новых направлений. Кроме работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту уже действующих магистралей.
И неправильно, когда говорят, что в кризис надо отложить стройки, повременить с дорогами. Если заглянуть в историю, то мы увидим, что какие бы плохие времена в экономике ни были, дороги строили всегда. Почему? Потому что это локомотив. Одно рабочее место на дороге обеспечивает 17 рабочих мест у смежников, то есть каждый вложенный рубль привлекает «прицепом» в экономику 17 рублей.
И это далеко не единственная составляющая мультипликативного эффекта, который обязательно нужно учитывать. У нас в крае и без того бюджет социальный: 76 процентов мы по большому счету проедаем, источником развития служат только оставшиеся 24 процента. Это неправильно. Ведь чем быстрее будет идти процесс воспроизводства, тем быстрее мы перейдем к другому уровню развития краевой экономики.
В наследство от прошлых времен нам досталось впечатление о чиновниках как о неких машинах, лишенных человеческих чувств. Игорь Васильев разрушает подобные стереотипы за несколько минут общения. На журнальных страницах сложно сказать обо всем. Но однозначно, что это образованный, яркий, интересующийся человек и чиновник – сверхтребовательный к себе и строгий к подчиненным.
– Игорь Александрович, как относитесь к утверждению, что чиновник не человек, а функция? И от него требуется только четкое следование инструкциям…
– Это неправильно. Надо быть личностью.
– Как вы себя морально стимулируете?
– Сейчас источник жизни – это внук. Никогда не думал, что так будет. С детьми как-то по-другому было, и совсем не верилось тем, кто говорил, что с появлением внуков жизнь меняется. Теперь подтверждаю. Я даже не представляю, как до этого мы без него жили. Каждый день стараюсь обязательно заехать на него посмотреть. И воскресенье всегда – это день только для внука.
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ