Ставрополь Воскресенье, 29 декабря

105 лет исполнилось человеку, который превратил «два базара, два вокзала» в один из красивейших городов юга России

Анатолий Георгиевич Лысяков внес особый вклад в послевоенное строительство и формирование современного архитектурного пейзажа Ставрополя. Он стоял у истоков зарождения современного города. По его проектам построили самые известные здания краевой столицы.

Анатолий Георгиевич Лысяков родился 22 января 1917 года в Тифлисе в дворянской семье. Окончил архитектурный факультет Азербайджанского индустриального института. В период Великой Отечественной войны работал в Баку в бригаде архитекторов строительной организации, обеспечивающей маскировку Баладжарского железнодорожного узла, откуда на фронт отправляли составы с нефтепродуктами. В 1945 году вместе с женой переехал в родной город своего отца — Ставрополь и устроился в краевую контору гражданского и промышленного проектирования «Крайпроект», которому посвятил всю свою жизнь. Супруга Анатолия Георгиевича — выпускница этого же института — в Крайпроект пришла немного позже.

Первые годы их трудовой деятельности совпали с периодом ликвидации последствий оккупации. Краевой центр был наполовину разрушен и совсем не походил на столицу. На месте современной площади Ленина был пустырь, в ярмарочные дни выполняющий функцию рынка. Лысяков вспоминал, что кругом были грязь, глина и котлованы, в которых когда–то добывали строительный камень, а самым «капитальным» строением здесь была керосиновая лавка. «Два базара, два вокзала», — иронично отзывался архитектор о городе тех лет.

По генеральному плану застройки Ставрополь было решено превратить в один из красивейших социалистических городов, и поручено это было супругам Лысяковым. Именно они подарили городу самые красивые здания, в каждом из которых угадывается особый творческий почерк.


Ставропольская государственная краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова

Спроектированное супругами Лысяковыми в 1947 году здание краевой научной библиотеки положило начало застройки главной площади города. Вопрос о ее строительстве решался долго и тяжело. Речь шла об учреждении культуры, в то время как людям на Ставрополье не хватало жилья. Первоначальный проект – более простой и строгий – был отклонен вышестоящей инстанцией в Москве как не отвечавший «новейшим условиям» и отправлен на доработку.

Нам предложили изменить фасады: так появилась роза портиков. В плане она по второму этажу обрамляет объем главного читального зала, защищая его проемы с юга и запада от солнца, — вспоминал Анатолий Георгиевич.


Первоначальный вариант проекта краевой библиотеки в Ставрополе. Фото из открытых источников

В результате здание приобрело торжественно–монументальные формы, свойственные стилю «сталинский ампир». И именно в таком виде проект был утвержден окончательно. По нему и осуществлялось строительство. По главному и боковым фасадам возвели 14 одиннадцатиметровых колонн: сумма затрат на каждую из них приравнивалась к стоимости квартиры на одну семью. Но, как говорится, цель оправдывает средства, здание библиотеки прекрасно вписалось в архитектурный ансамбль исторического центра города.

В 1955 году краевая библиотека открыла свои двери для читателей.


Гостиница Интурист

После войны в Ставрополе не осталось ни одного приличного места для размещения гостей города, поэтому в начале 50–х годов Анатолию Георгиевичу поручили разработать проект первой в краевой столице коммунальной гостиницы на проспекте Карла Маркса. Место, выбранное под строительство, уже имело свою историю. В 1817 году здесь находился Троицкий кафедральный собор, который, как утверждают историки, во время поездки на Кавказ в1820 и в 1829 году посещал А.С. Пушкин. А после революции здесь была школа.


Гостиница «Ставрополь». Главный фасад здания (1967 год. Фото из открытых источников)

В процессе работы над проектом Анатолий Георгиевич сделал 40 вариантов фасада. Окончательный отличался монументальностью и респектабельным видом. По первоначальному замыслу в четырёхэтажном здании размещались номера на 271 место. Но в 90–е годы гостиница претерпела значительные изменения. В советские времена не было предусмотрено удобств в каждом номере. Поэтому во время реконструкции количество номеров сократилось, зато уровень обслуживания заметно вырос.


Ставропольский государственный медицинский университет

Ещё один значительный объект А.Г. Лысякова, относящийся к 50–м годам — главный корпус Ставропольского государственного медуниверситета. Сначала предполагалось взять в основу проект Казанского мединститута, но, по мнению архитектора, он противоречил градостроительным принципам краевой столицы. Новый проект, созданный им, стремился к простоте, которая в сочетании с благородным камнем вылилась в лаконичные сдержанные архитектурные формы. К 1953 году проект был готов, но защитить его удалось не сразу. Пришлось найти новое место для спортивного зала, максимально удалив его от аудиторий. Это дало возможность в дальнейшем делать к учебному корпусу новые пристройки. Сегодня здание университета считается одним из лучших на проспекте Мира.


Ставропольский академический театр драмы

В конце 50–х в западной части площади Ленина началось строительство Дома культуры Крайпотребсоюза. Но уже в процессе работы было решено реконструировать здание под театр. И.В. Лысякова посчитала, что отраслевому зданию не место на центральной площади города. В итоге, после переработки чертежей от первоначального проекта не осталось практически ничего. Изменения коснулись не только фасадов, но и интерьеров и планировки.

Ирина Вячеславовна сумела вдохновить всю творческую группу. В процессе строительства она постоянно вносила правки в проект, доводя его до совершенства, но это сильно тормозило стройку и постоянно отодвигало сроки сдачи здания в эксплуатацию. В 1964 году Ставрополка писала: «Восьмой год на площади Ленина строится массивное здание <…> Когда отделку нужно было уже закончить, строители получали все новые чертежи с изменениями в проекте. Заново перекрыта кровля, заменены сотни квадратных метров перегородок. А штукатурных работ из–за бесконечных переделок выполнено почти в два раза больше, чем предполагалось». Так что краевой академический театр им. М. Ю. Лермонтова со зрительным залом на 900 с лишним посадочных мест смело можно назвать долгожданным подарком для ставропольчан.


Гостиница Континент

Во второй половине ХХ века город стал разрастаться ввысь.  В 1984 году в центре Ставрополя началось возведение здания 17–этажной гостиницы, проект которой стал последней работой Лысяковых.

Журналист Татьяна Блохина в своей книге «Ставрополь. Главная площадь» писала: «У всякого архитектора, увлеченного творческим поиском, есть проекты, к которым он идет долгие годы, накапливая опыт. В них наиболее полно раскрывается мастерство». Таким проектом для архитекторов стала гостиница «Дружба». Первое в городе высотное здание должно было завершить формирование архитектурного ансамбля центра города.

Непривычная застройка вызвала волну возмущений у горожан. Архитекторы выслушали немало критики за ненужную высоту, внешний вид, стилистика которого выбивалась из общего контекста застройки центра города. И в дальнейшем строительству препятствовали всевозможные проблемы. В 90–е годы XX века из–за отсутствия инвестиций работы на объекте прекратились. В 2004 году распоряжавшееся зданием акционерное общество обанкротилось, а почти готовый к сдаче в эксплуатацию объект продали частной компании. Новый собственник присвоил гостинице название «Континент».

С момента начала строительства и до его окончания прошло 26 лет. Однако ни Анатолий Георгиевич, ни его супруга так и не увидели конечного результата.

Текст: Светлана Шведова

Фото: Иван Высочинский 


WhatsApp Image 2021-12-20 at 08.53.48.jpeg

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

Ставрополькалендарьновости
0
1